ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ
Компоновка танка - классическая, с передним
расположением трансмиссии.
Отделение управления находилось в передней
части боевой машины. В нем размещались главный
фрикцион, коробка передач, механизм поворота,
органы управления, контрольные приборы, курсовой
пулемет (за исключением модификаций В и С),
радиостанция и рабочие места двух членов экипажа
- механика-водителя и стрелка-радиста.
Боевое отделение располагалось в средней части
танка. Здесь находились (в башне) пушка и пулемет,
приборы наблюдения и прицеливания, механизмы
вертикальной и горизонтальной наводки и сиденья
командира танка, наводчика и заряжающего.
Боекомплект размещался частично в башне,
частично в корпусе.
В моторном отделении, в кормовой части танка,
находились двигатель и все его системы, а также
вспомогательный двигатель механизма поворота
башни.
КОРПУС танка сваривался из
катаных броневых листов с поверхностной
цементацией, в основном расположенных под
прямыми углами по отношению друг к другу.
В передней части крыши подбашенной коробки
имелись люки-лазы механика-водителя и
стрелка-радиста, которые закрывались
прямоугольными крышками, откидывающимися на
петлях. У модификации А крышки-двустворчатые, у
остальных - одностворчатые. В каждой крышке был
предусмотрен лючок для запуска сигнальных ракет
(за исключением вариантов Н и J).
В лобовом листе корпуса слева находился
смотровой прибор механика-водителя, который
включал в себя стеклоблок триплекс, закрываемый
массивной броневой сдвижной или откидной
заслонкой Sehklappe 30 или 50 (в зависимости от толщины
лобовой брони), и бинокулярный перископический
прибор наблюдения KFF 2 (у Ausf.A - KFF 1). Последний при
отсутствии в нем надобности сдвигался вправо, и
механик-водитель мог вести наблюдение через
стеклоблок. У модификаций В, С, D, Н и J
перископический прибор отсутствовал.
По бортам отделения управления, слева от
механика-водителя и справа от стрелка-радиста,
имелись смотровые приборы триплекс, закрываемые
откидными бронекрышками.
Между кормовой частью корпуса и боевым
отделением находилась перегородка. В крыше
моторного отделения имелись два люка, закрытых
откидными крышками. Начиная с Ausf.F1 крышки
оборудовались жалюзи. В обратном скосе левого
борта было окно воздухопритока к радиатору, а в
обратном скосе правого борта - окно
воздухооттока от вентиляторов.
БАШНЯ - сварная,
шестигранная, установлена на шариковой опоре на
подбашенном листе корпуса. В ее передней части в
маске располагались пушка, спаренный пулемет и
прицел. Слева и справа от маски имелись лючки для
наблюдения со стеклами триплекс. Лючки
закрывались наружными броневыми заслонками
изнутри башни. Начиная с модификации G, лючок
справа от пушки отсутствовал.
Башня приводилась во вращение
электромеханическим поворотным механизмом с
максимальной скоростью 14 град/с. Полный оборот
башни осуществлялся за 26 с. Маховики ручного
привода башни располагались у рабочих мест
наводчика и заряжающего.
В задней части крыши башни находилась
командирская башенка с пятью смотровыми щелями
со стеклами триплекс. Снаружи смотровые щели
закрывались раздвижными броневыми заслонками, а
люк в крыше башенки, предназначенный для входа и
выхода командира танка, - двустворчатой крышкой
(позже - одностворчатой). В башенке имелось
устройство циферблатно-часового типа для
определения места цели. Второе такое же
устройство было в распоряжении наводчика и,
получив приказ, он мог быстро развернуть башню на
цель. У места механика-водителя размещался
индикатор положения башни с двумя лампочками
(кроме танков Ausf.J), благодаря которому он знал, в
каком положении находятся башня и пушка (это
особенно важно при движении по лесистой
местности и населенным пунктам).
Для посадки и высадки членов экипажа в бортах
башни имелись люки с одностворчатыми и
двустворчатыми (начиная с варианта F1) крышками. В
крышках люков и бортах башни устанавливались
смотровые приборы. Кормовой лист башни был
оборудован двумя лючками для стрельбы из личного
оружия. На части машин модификаций Н и J, в связи с
установкой экранов, смотровые приборы и лючки
отсутствовали.
ВООРУЖЕНИЕ. Основное
вооружение танков модификаций А - F1 - пушка 7,5 cm KwK
37 калибра 75 мм фирмы Rheinmetall-Borsig. Длина ствола
пушки - 24 калибра (1765,3 мм). Масса пушки - 490 кг.
Вертикальная наводка - в пределах от - 10° до +20°.
Пушка имела вертикальный клиновой затвор и
электроспуск. В ее боекомплект входили выстрелы
с дымовыми (масса 6,21 кг, начальная скорость 455 м/с),
осколочно-фугасными (5,73 кг, 450 м/с), бронебойными
(6,8 кг, 385 м/с) и кумулятивными (4,44 кг, 450...485 м/с)
снарядами.
Танки Ausf.F2 и часть танков Ausf.G вооружались
пушкой 7,5 cm KwK 40 с длиной ствола 43 калибра (3473 мм),
имевшей массу 670 кг. Часть танков Ausf.G и машины Ausf.H
и J оснащались пушкой 7,5 cm KwK 40 с длиной ствола 48
калибров (3855 мм) и массой 750 кг. Вертикальная
наводка -8°...+20°. Предельная длина отката - 520 мм. На
марше пушка фиксировалась на угле возвышения +16°.
С пушкой был спарен 7,92-мм пулемет MG 34. Курсовой
пулемет размещался в лобовом листе подбашенной
коробки в шаровой установке (кроме модификаций В
и С). На командирской башенке позднего типа на
специальном устройстве Fliegerbeschutzgerat 41 или 42 можно
было установить зенитный пулемет MG 34.
Танки Pz.lV первоначально оборудовали
монокулярным телескопическим прицелом TZF 5b, а
начиная с Ausf.E-TZF 5f или TZF 5f/1. Эти прицелы имели
2,5-кратное увеличение. Курсовой пулемет MG 34
оснащался 1,8-кратным телескопическим прицелом KZF
2.
Боекомплект пушки в зависимости от модификации
танка колебался от 80 до 122 выстрелов. У
командирских танков и машин передовых
артиллерийских наблюдателей он составлял 64
выстрела. Боекомплект пулеметов - 2700...3150
патронов.
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ.
На танке устанавливались двигатели Maybach HL 108TR, HL
120TR и HL 120TRM, 12-цилиндровые, V-образные (развал
цилиндров - 60°), карбюраторные, четырехтактные,
мощностью 250 л.с. (HL 108) и 300 e.c. (HL 120) при 3000 об/мин.
Диаметры цилиндров 100 и 105 мм. Ход поршня 115 мм.
Степень сжатия 6,5. Рабочий объем 10 838 см3 и 11 867 см3.
Следует подчеркнуть, что оба двигателя были
аналогичной конструкции.
Топливо-этилированный бензин с октановым
числом не ниже 74. Емкость трех бензобаков 420 л
(140+110+170). Танки Ausf.J имели четвертый топливный бак
емкостью 189 л. Расход топлива на 100 км при движении
по шоссе - 330 л, по бездорожью - 500 л. Подача топлива
принудительная, с помощью двух топливных насосов
Solex. Карбюраторов - два, марки Solex 40 JFF II.
Система охлаждения - жидкостная, с одним
радиатором, расположенным наклонно с левой
стороны двигателя. С правой стороны двигателя
находились два вентилятора.
С правой стороны от двигателя был установлен
двигатель DKW PZW 600 (Ausf.A - Е) или ZW 500 (Ausf.E - Н)
механизма поворота башни мощностью 11 л.с. и
рабочим объемом 585 см3. Топливом служила смесь
бензина и масла, емкость топливного бака - 18 л.
Трансмиссия состояла из карданной передачи,
трехдискового главного фрикциона сухого трения,
коробки передач, планетарного механизма
поворота, бортовых передач и тормозов.
Пятискоростная коробка передач Zahnradfabrik SFG75 (Ausf.A)
и шестискоростные SSG76 (Ausf.B - G) и SSG77(Ausf.H и J) -
трехвальные, с соосным расположением ведущего и
ведомого валов, с пружинными дисковыми
синхронизаторами.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ танка
применительно к одному борту состояла из восьми
сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром
470 мм, сблокированных попарно в четыре
балансирные тележки, подвешенные на
четвертьэллиптических листовых рессорах;
четырех (у части Ausf.J - трех) сдвоенных
обрезиненных (кроме Ausf.J и части Ausf.H)
поддерживающих катков.
Ведущие колеса переднего расположения имели
два съемных зубчатых венца по 20 зубьев каждый.
Зацепление цевочное.
Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из 101
(начиная с варианта F1 - 99) одногребневого трака
каждая. Ширина гусеницы 360 мм (до варианта Е), а
затем - 400 мм.
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ было
выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 12В.
Источники: генератор Bosch GTLN 600/12-1500 мощностью 0,6
кВт (у Ausf.A - два генератора Bosch GQL300/12 мощностью по
300 кВт каждый), четыре аккумулятора Bosch емкостью 105
Ач. Потребители: электростартер Bosch BPD 4/24
мощностью 2,9 кВт (у Ausf.A-два стартера), система
зажигания, башенный вентилятор, контрольные
приборы, подсветка прицелов, приборы звуковой и
световой сигнализации, аппаратура внутреннего и
внешнего освещения, звуковой сигнал, спуски
пушки и пулеметов.
СРЕДСТВА СВЯЗИ. Все танки
Pz.lV оснащались радиостанцией Fu 5, с дальностью
действия 6,4 км телефоном и 9,4 км телеграфом. Назад|Дальше
|