ОЦЕНКА МАШИНЫ
Начать, по-видимому, следует с достаточно
неожиданного утверждения о том, что созданием в
1937 году танка Pz.IV немцы определили перспективный
путь развития мирового танкостроения. Тезис этот
вполне способен шокировать нашего читателя,
поскольку мы привыкли считать, что это место в
истории отведено советскому танку Т-34. Ничего не
поделаешь, придется потесниться и поделить лавры
с врагом, хотя и побежденным. Ну а чтобы это
утверждение не выглядело голословным, приведем
ряд доказательств.
С этой целью попытаемся сравнить
"четверку" с противостоявшими ей в разные
периоды Второй мировой войны советскими,
английскими и американскими танками. Начнем с
первого периода - 1940-1941 годы; при этом не станем
ориентироваться на тогдашнюю немецкую
классификацию танков по калибру пушки,
относившую средний Pz.IV к классу тяжелых.
Поскольку у англичан не было среднего танка как
такового, то придется рассматривать сразу две
машины: одну-пехотную, другую-крейсерскую. При
этом сравниваются только "чистые"
заявленные характеристики, без учета качества
изготовления, эксплуатационной надежности,
уровня подготовки экипажей и т.д.
Как видно из таблицы 1, в 1940 - 1941 годах в Европе
было только два полноценных средних танка - Т-34 и
Pz.IV. Британская "Матильда" превосходила
немецкий и советский танк в броневой защите в той
же степени, в которой Mk IV им уступал. Французский
S35 представлял собой доведенный до совершенства
танк, соответствовавший требованиям Первой
мировой войны. Что же касается Т-34, то, уступая
немецкой машине по ряду немаловажных позиций
(разделение функций членов экипажа, количество и
качество приборов наблюдения), он имел
равноценное с Pz.IV бронирование, несколько лучшую
подвижность и значительно более мощное
вооружение. Такое отставание немецкой машины
легко объяснимо - Pz.IV задумывался и создавался
как штурмовой танк, предназначенный для борьбы с
огневыми точками противника, но не с его танками.
В этом плане Т-34 был более универсальным и, как
следствие, по заявленным характеристикам лучшим
на 1941 год в мире средним танком. Спустя всего
полгода ситуация изменилась, о чем можно судить
по характеристикам танков периода 1942 - 1943 годов.
Таблица 1
Марка танка |
Масса,т |
Экипаж, чел. |
Лобовая броня,
мм |
Калибр пушки, мм |
Боекомплект,
выстр. |
Толщина
пробиваемой брони на дистанции 1000 м, мм |
Приборы
наблюдения, шт. |
Скорость
движения макс., км/ч |
Запас хода по
шоссе, |
корпус |
башня |
Pz.IVE |
21 |
5 |
60 |
30 |
75 |
80 |
49 |
10* |
42 |
200 |
Т-34 |
26,8 |
4 |
45 |
45 |
76 |
77 |
60 |
4 |
55 |
300 |
Matilda II |
26,9 |
4 |
78 |
75 |
40 |
93 |
45 |
5 |
25 |
130 |
Cruiser Mk IV |
14,9 |
4 |
• |
38 |
40 |
87 |
45 |
5 |
48 |
149 |
Somua S35 |
20 |
3 |
40 |
40 |
47 |
118 |
40 |
5 |
37 |
257 |
|
* Командирская башенка засчитывается как один
прибор наблюдения
Таблица 2
Марка танка |
Масса,т |
Экипаж, чел. |
Лобовая броня,
мм |
Калибр пушки, мм |
Боекомплект,
выстр. |
Толщина
пробиваемой брони на дистанции 1000 м, мм |
Приборы
наблюдения, шт. |
Скорость
движения макс., км/ч |
Запас хода по
шоссе, |
корпус |
башня |
Pz.IVG |
23,5 |
5 |
50 |
50 |
75 |
80 |
82 |
10 |
40 |
210 |
Т-34 |
30,9 |
4 |
45 |
45 |
76 |
102 |
60 |
4 |
55 |
300 |
Valentine IV |
16,5 |
3 |
60 |
65 |
40 |
61 |
45 |
4 |
32 |
150 |
Crusader II |
19,3 |
5 |
|
49 |
40 |
130 |
45 |
4 |
43 |
255 |
Grant I |
27,2 |
6 |
51 |
76 |
75' |
65 |
55 |
7 |
40 |
230 |
Sherman II |
30,4 |
5 |
51 |
76 |
75 |
90 |
60 |
5 |
38 |
192 |
|
* У танка Grant I в расчет берется только 75-мм пушка.
Таблица 3
Марка танка |
Масса,т |
Экипаж, чел. |
Лобовая броня,
мм |
Калибр пушки, мм |
Боекомплект,
выстр. |
Толщина
пробиваемой брони на дистанции 1000 м, мм |
Приборы
наблюдения, шт. |
Скорость
движения макс., км/ч |
Запас хода по
шоссе, |
корпус |
башня |
Pz.IVH |
25,9 |
5 |
80 |
80 |
75 |
80 |
82 |
3 |
38 |
210 |
Т-34-85 |
32 |
5 |
45 |
90 |
85 |
55 |
102 |
6 |
55 |
300 |
Cromvell |
27,9 |
5 |
64 |
76 |
75 |
64 |
60 |
5 |
64 |
280 |
M4A3(76)W |
33,7 |
5 |
108 |
64 |
76 |
71 |
88 |
6 |
40 |
250 |
|
Из таблицы 2 видно, сколь резко возросли боевые
характеристики Pz.IV после установки
длинноствольного орудия. Не уступая танкам
противника по всем прочим параметрам,
"четверка" оказалась способной поражать
советские и американские танки вне пределов
досягаемости их пушек. Об английских машинах
речь не идет - четыре года войны англичане
топтались на месте. Вплоть до конца 1943 года
боевые характеристики Т-34 оставались
практически неизмененными, Pz.IV занял первое
место среди средних танков. Ответ - и советский, и
американский - не заставил себя долго ждать.
Сравнивая таблицы 2 и 3, можно увидеть, что с 1942
года тактико-технические характеристики Pz.IV не
менялись (за исключением толщины брони) и в
течение двух лет войны оставались ни кем не
превзойденными! Лишь в 1944 году, установив на
"Шерман" 76-мм длинноствольную пушку,
американцы догнали Pz.IV, а мы, запустив в серию
Т-34-85, перегнали. Для достойного ответа у немцев
уже не оставалось ни времени, ни возможностей.
Анализируя данные всех трех таблиц, можно
сделать вывод, что немцы раньше других стали
рассматривать танк как основное и наиболее
эффективное противотанковое средство, а это -
главная тенденция послевоенного танкостроения.
В целом можно утверждать, что из всех немецких
танков периода Второй мировой войны Pz.IV был
наиболее сбалансированным и универсальным. В
этой машине различные характеристики гармонично
сочетались и дополняли друг друга. У "Тигра"
и "Пантеры", например, имел место явный
перекос в сторону защищенности, что привело к их
перетяжелению и ухудшению динамических
характеристик. Pz.III при многих прочих равных
характеристиках с Pz.IV не дотягивал до него по
вооружению и, не имея резервов для модернизации,
сошел со сцены.
Pz.IV с аналогичной Pz.III, но чуть более продуманной
компоновкой, такими резервами обладал в полной
мере. Это единственный танк военных лет с пушкой
калибра 75 мм, у которого основное вооружение было
существенно усилено без смены башни. У Т-34-85 и
"Шермана" башню пришлось менять, и, по
большому счету, это были почти новые машины.
Англичане шли своим путем и, словно модница
наряды, меняли не башни, а танки! Но появившийся в
1944 году "Кромвель" так и не дотянул до
"четверки", как, впрочем, и "Комета",
выпущенная в 1945-м. Обойти немецкий танк,
созданный в 1937 году, смог только послевоенный
"Центурион".
Из сказанного, конечно же, не следует, что Pz.IV
был идеальным танком. Скажем, он имел
недостаточную мощность двигателя и довольно
жесткую и несовременную подвеску, что
отрицательно сказывалось на его маневренных
характеристиках. В некоторой степени
компенсировать последнее помогало наименьшее
среди всех средних танков отношение L/B-1,43.
Нельзя отнести к удачному ходу немецких
конструкторов оснащение Pz.lV (как, впрочем, и
других танков) противокумулятивными экранами. В
массовом порядке кумулятивные боеприпасы
применялись редко, экраны же увеличили габариты
машины, затрудняя движение в узких проходах,
перекрывали большинство приборов наблюдения,
затрудняли посадку и высадку экипажа. Впрочем,
еще более бессмысленным и довольно
дорогостоящим мероприятием была обмазка танков
циммеритом.
Значения удельной мощности средних танков
Марка танка |
Удельная мощность, л.с./т |
Pz.IV E |
13.4 |
Pz.IV H |
12 |
Т-34 |
16 |
Т-34-85 |
15.6 |
Cromvell |
20 |
Grant I |
14.3 |
M4A3(76)W |
14.8 |
|
Но, пожалуй, самая большая ошибка немцев
заключалась в попытке перехода на новый тип
среднего танка - "Пантеру". В качестве
последнего она не состоялась (подробнее об этом
смотри в "Бронеколлекции" № 2, 1997 г.),
составив компанию "Тигру" в классе тяжелых
машин, но сыграла в судьбе Pz.lV роковую роль.
Сосредоточив в 1942 году все усилия на создании
новых танков, немцы перестали заниматься
серьезной модернизацией старых. Попробуем
представить себе, что было бы, если бы не
"Пантера"? Хорошо известен проект установки
на Pz.lV башни "Пантеры", причем как
стандартной, так и "тесной" (Schmall-turm). Проект
вполне реальный по габаритам - диаметр башенного
погона в свету у "Пантеры" 1650 мм, у Pz.lV-1600 мм.
Башня вставала без расширения подбашенной
коробки. Несколько хуже обстояло дело с весовыми
характеристиками - из-за большого вылета ствола
орудия центр тяжести смещался вперед и нагрузка
на передние опорные катки возрастала на 1,5 т.
Однако ее можно было компенсировать усилением их
подвески. Кроме того, надо учитывать, что пушка KwK
42 создавалась для "Пантеры", а не для Pz.IV. Для
"четверки" можно было ограничиться орудием
с меньшими массо-габаритными данными, с длиной
ствола, скажем, не 70, а 55 или 60 калибров. Такое
орудие если и потребовало бы замены башни, то все
равно позволило бы обойтись более легкой
конструкцией, чем "пантеровская".
Неизбежно возраставший (кстати, и без подобного
гипотетического перевооружения) вес танка
требовал замены Двигателя. Для сравнения:
габариты двигателя HL 120TKRM, устанавливавшегося на
Pz.IV, составляли 1220х680х830 мм, а "пантеровского"
HL 230Р30 - 1280х960х1090 мм. Почти одинаковыми были у этих
двух танков и габариты моторных отделений в
свету. У "Пантеры" оно было на 480 мм длиннее,
главным образом, за счет наклона кормового листа
корпуса. Следовательно, оснащение Pz.lV двигателем
большей мощности не являлось неразрешимой
конструкторской задачей.
Результаты такого, конечно, далеко не полного,
перечня возможных модернизационных мероприятий
были бы весьма печальными, поскольку свели бы на
нет работу по созданию Т-34-85 у нас и "Шермана"
с 76-мм пушкой у американцев. В 1943-1945 годах
промышленность третьего рейха изготовила около 6
тысяч "пантер" и без малого 7 тысяч Pz.IV. Если
учесть, что трудоемкость изготовления
"Пантеры" была почти вдвое больше, чем у Pz.lV,
то можно предположить, что за это же время
немецкие заводы могли бы выпустить
дополнительно 10-12 тысяч модернизированных
"четверок", которые доставили бы солдатам
антигитлеровской коалиции гораздо больше
неприятностей, чем "пантеры". М. Барятинский Назад
|