Компоновка
танка PzKpfw V "Пантера" - классический вариант
с традиционным для германского танкостроения
передним расположением трансмиссии.
Отделение
управления находилось в передней части танка. В
нем размещались главный фрикцион, коробка
передач, механизм поворота, органы управления
танком, контрольные приборы, курсовой пулемет,
часть боекомплекта, радиостанция и рабочие места
двух членов экипажа - механика-водителя и радиста
(он же - пулеметчик).
Боевое отделение располагалось в
средней части танка. Здесь размещались: в башне -
пушка и спаренный с ней пулемет, приборы
наблюдения и прицеливания, механизмы
вертикальной и горизонтальной наводки и сиденья
командира танка, наводчика и заряжающего. В
корпусе в нишах, по стенкам и под вращающимся
поликом башни находился боекомплект.
На днище танка устанавливались
водяной насос, насос гидравлической системы
поворота башни и поворота танка и воздушный
компрессор.
Корпус танка: 1 - люк-пробка механика-водителя, 2 -
броневая заслонка пулеметной амбразуры, 3 -
люк-лаз механика-водителя, 4 - люк-лаз радиста, 5 -
перископические приборы наблюдения
механика-водителя, 6 - перископические приборы
наблюдения радиста, 7 - люк моторного отделения, 8 -
отдушины для притока воздуха, 9 - вывод антенны, 10 -
люк для заливки воды в систему охлаждения, 11 -
основание для установки воздухоподводящей трубы
при подводном вождении танка, 12 - люк для доступа
к горловине топливных баков, 13 - воздухоприемные
окна системы охлаждения двигателя, 14 -
воздухоотводящие окна системы охлаждения
двигателя, 15 - выхлопные трубы, 16 - люки для
доступа к механизмам нятяжения гусениц, 17 - люк
для доступа к водогрейному котлу системы
охлаждения, 18 - люк для доступа к приводу
инерционного стартера, 19 - люк для доступа в
моторное отделение, 20 - люк для доступа к приводу
двигателя от пусковой рукоятки, 21 - маска пушки, 22
- амбразуры бинокулярного прицела, 23 - амбразура
спаренного пулемета, 24 - амбразура для стрельбы
из личного оружия, 25 - люк для выброса стреляных
гильз, 26 - люк-лаз для посадки и высадки экипажа, 27
- командирская башенка, 28 - отдушина башенного
вентилятора.
В моторном отделении, располагавшемся
в кормовой части танка, размещались двигатель,
радиаторы, вентиляторы и топливные баки. Между
моторным и боевым отделениями имелась
металлическая перегородка.
КОРПУС танка собирался из
броневых листов, соединенных в шип и сваренных
двойным швом.
Верхний лобовой лист корпуса
располагался под углом 38° к горизонтальной
плоскости, нижний - под углом 37°. Нижние бортовые
листы - вертикальные, верхние наклонены под углом
48°, кормовой лист - под углом 60°.
В передней части крыши корпуса
имелись люки-лазы механика-водителя и радиста.
Для входа и выхода из танка крышки люков
приподнимались вверх и отводились в сторону с
помощью специального подъемно-поворотного
механизма (у модификации G - откидывались на
петлях). Люки-лазы были выполнены в крышке люка,
предназначенного для удобства монтажа и
демонтажа коробки передач и механизма
управления танком.
Кроме того, в передней части крыши
корпуса устанавливались четыре (у варианта G -
два) перископических прибора наблюдения (по два
для механика-водителя и радиста) и имелось
вентиляционное отверстие, прикрытое броневым
колпаком, перед которым монтировалась стойка для
фиксации ствола пушки в походном положении.
Кормовая часть корпуса делилась на три
отсека внутренними водонепроницаемыми
переборками. Два крайних при преодолении водных
преград вброд могли заливаться водой. В
центральный же отсек, где находился двигатель,
вода не поступала. Крайние отсеки закрывались
сверху броневыми решетками, четыре из них
служили для притока воздуха, охлаждавшего
радиаторы, а две средние - для его отвода.
Надмоторная часть закрывалась крышкой
с двумя вентиляционными отверстиями.
В днище танка были предусмотрены люки
для доступа к торсионам подвески, к спускным
кранам систем питания, охлаждения и смазки, к
водооткачивающей помпе и к спускной пробке
картера коробки передач.
БАШНЯ, имевшая форму
усеченного конуса,- сварная, с соединением листов
в шип и наклоном стенок в 65°. В передней части
башни в литой маске полуцилиндрической формы
устанавливались пушка, спаренный с ней пулемет и
прицел. Башня приводилась во вращение
гидравлическим поворотным механизмом мощностью
4 кВт. Скорость поворота зависела от частоты
вращения коленчатого вала двигателя. При 2500
об/мин полный оборот башни осуществлялся за 17 с
вправо и 18 с влево. При выключенном двигателе
башня поворачивалась вручную. При этом из-за
неуравновешенности башни ее поворот вручную при
крене свыше 5° был невозможен.
На крыше башни устанавливалась
командирская башенка с шестью (позже с семью)
смотровыми приборами.
Схема бронирования танка
ВООРУЖЕНИЕ. Основное
вооружение "Пантеры" - пушка 7,5 cm KwK 42 калибра
75 мм, производившаяся на заводе фирмы Rheinmetall-Borsig в
Дюссельдорфе. Ствол орудия имел длину 70 калибров
- 5250 мм; вместе с дульным тормозом - 5535 мм. Масса
составляла 1000 кг, а всей установки вместе с
маской - 2650 кг. Предельная длина отката - 420 мм.
Вертикальная наводка - в пределах от - 8° до +18°.
Пушка снабжалась вертикальным
клиновым затвором и полуавтоматикой копирного
типа. Полуавтоматика располагалась на правой
стороне казенника (закрывающий механизм) и на
люльке (копирное устройство). Противооткатные
устройства состояли из гидравлического тормоза
отката и воздушно-жидкостного накатника.
Подъемный механизм пушки - секторного типа.
Выстрел из пушки производился с
помощью стационарного электроспуска, кнопка
которого находилась на рукоятке маховика
подъемного механизма.
В боевом отделении под сиденьем
наводчика устанавливался воздушный компрессор
для продувки ствола пушки после каждого
выстрела. Воздух для продува ствола отсасывался
из короба гильзоулавливателя.
С пушкой был спарен 7,92-мм пулемет MG 34.
Курсовой пулемет размещался в лобовом листе
корпуса в бугельной (Ausf D) или в шаровой (Ausf А и G)
установках. Командирские башенки модификаций А и
G были приспособлены под монтаж зенитного
пулемета MG 34.
Танки Ausf D оснащались бинокулярным
телескопическим ломающимся прицелом TZF 12, а Ausf А и
G - монокулярным TZF 12а. При изменении
вертикального угла установки вооружения
изменялось и положение объективной части
прицелов, окулярная же часть оставалась
неподвижной, что обеспечивало работу с
вооружением на всем диапазоне вертикального
угла наведения без изменения положения
стреляющего. Прицелы изготавливались фирмой Karl
Zeiss в Йене.
Боекомплект пушки состоял из 79
выстрелов у Ausf D и А и 82 выстрелов у Ausf G. Выстрелы
укладывались в нишах подбашенной коробки, в
отделении управления и в боевом отделении.
Боекомплект пулеметов составлял для
моделей D и А 5100, а для G - 4800 патронов.
В качестве вспомогательного
вооружения танк оснащался "устройством
ближнего боя" (Nahkampfgerat) - мортиркой калибра 26 мм,
в боекомплект которой входили дымовые (12 шт.),
осколочные (20 шт.) и осколочно-зажигательные (24
шт.) снаряды. Мортирка располагалась в правой
задней части крыши башни.
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ. На
танке "Пантера" устанавливался
12-цилиндровый карбюраторный четырехтактный
двигатель Maybach HL 230P30 мощностью 700 л.с. (515 кВт) при
3000 об/мин (на практике число оборотов не
превышало 2500). Диаметр цилиндра 130 мм. Ход поршня
145 мм. Цилиндры располагались V-образно под углом
60°. Степень сжатия 6,8. Сухая масса двигателя 1200 кг.
Топливо - этилированный бензин с
октановым числом не ниже 74. Емкость пяти
бензобаков 730 л. Подача топлива принудительная, с
помощью четырех диафрагменных насосов Solex.
Карбюраторов - четыре, марки Solex 52FFJIID.
Система смазки - циркуляционная, под
давлением, с сухим картером. Циркуляция масла
осуществлялась тремя шестеренчатыми насосами,
из которых один нагнетающий и два отсасывающих.
Система охлаждения -
жидкостная. Радиаторов-четыре, соединенных по
два последовательно. Емкость радиаторов - около
170 л. По обеим сторонам двигателя располагались
вентиляторы типа Zyklon.
Для ускорения запуска двигателя в
холодное время года предназначался
термосифонный подогреватель, отапливаемый
паяльной лампой, которая устанавливалась с
наружной стороны кормового листа корпуса.
Трансмиссия состояла из карданной
передачи, трехдискового главного фрикциона
сухого трения, коробки передач АК 7-200, механизма
поворота фирмы MAN, бортовых передач и дисковых
тормозов типа LG 900.
Схема трансмиссии танка
Коробка передач - трехвальная, с
продольным расположением валов,
семиступенчатая, пятиходовая, с постоянным
зацеплением шестерен и простыми
(безынерционными) конусными синхронизаторами
для включения передач со 2-й по 7-ю.
Картер коробки передач центрировался
и жестко соединялся с картером механизма
поворота, образуя единый монтажно-демонтажный
агрегат (с общими внутренним объемом и системой
смазки) трансмиссии: двухпоточный механизм
передач и поворота. Механизм поворота состоял из
двух планетарных редукторов. К бортовым
передачам мощность передавалась короткими
поперечными валиками с зубчатыми муфтами на
концах. Центровочные работы при сборке танка
были сведены таким образом к минимуму, но монтаж
и демонтаж механизма передач и поворота из
сварной носовой части броневого корпуса
представлял большие трудности.
Приводы управления танком -
комбинированные,с гидросервоприводом следящего
действия с механической обратной связью.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ танка
применительно к одному борту состояла из восьми
сдвоенных опорных катков с резиновыми бандажами
диаметром 850 мм.
Подвеска - торсионная. В целях
получения большого угла скручивания торсионы
выполнялись двойными, что обеспечивало
вертикальное перемещение опорного катка на 510 мм.
Передние и задние катки снабжались
гидравлическими амортизаторами.
Ведущие колеса переднего расположения
имели два съемных зубчатых венца по 17 зубьев
каждый. Зацепление цевочное. Между ведущими
колесами и первым опорным катком устанавливался
отбойный ролик.
Направляющие колеса - литые, с
металлическими бандажами и кривошипным
механизмом натяжения гусениц.
Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из
86 одногребневых траков каждая. Траки литые,
шириной 660 мм, шаг трака 153 мм.
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ было
выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 12В.
Источники: генератор Bosch GTLN700 12-1500BJ1 мощностью 0,7
кВт, два аккумулятора Bosch емкостью 150 А.ч.
Потребители: электростартер Bosch BFD624ARS15 мощностью
4,4 кВт, контрольные приборы, подсветка прицелов,
приборы звуковой и световой сигнализации,
аппаратура внутреннего и внешнего освещения,
спуски пушки и пулеметов.
СРЕДСТВА СВЯЗИ. Все танки
"Пантера" оснащались радиостанцией Fu 5,
имевшей дальность действия 6,4 км телефоном и 9,4 км
телеграфом.
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ.
Система пожаротушения - автоматическая.
Сигнализация была выведена на панель приборов
механика-водителя. Назад | Дальше
|