История создания
"Тигр",
"Тайгер", "Тигрис" - это слово,
произносимое на русском, английском, польском,
французском языках солдатами армий
антигитлеровской коалиции, заставляло учащенно
биться сердца если не от страха, то от ощущения
смертельной опасности. В эти минуты в сознании
солдат возникал отнюдь не облик свирепой
полосатой кошки, а образ неуязвимой стальной
громадины, изрыгающей огонь и смерть.
Созданный "сумрачным
германским гением", этот, без всякого сомнения,
самый грозный немецкий танк Второй мировой войны
представлял собой совершенный образец боевой
техники. И если два других самых знаменитых танка
тех лет - Т-34 и "Шерман" -во многом обязаны
своей известностью гигантским объемам
производства, то "Тигр" - исключительно
выдающимся боевым качествам. И можно лишь горько
сожалеть, что качества эти использовались в
борьбе за неправое дело...
Реальная
работа по созданию нового тяжелого танка в
рамках программы Panzerkampfwagen VI началась в конце
января 1937 года, когда фирма Henschel получила заказ
на проектирование боевой машины под условным
индексом DW1 (Durchbruchwagen - машина прорыва). Корпус
этого 30-тонного танка состоял из двух частей,
соединявшихся друг с другом болтами -
металлургические заводы еще не могли в то время
изготовить катаные броневые листы большого
размера толщиной 50 мм. Ходовая часть состояла из
пяти обрезиненных опорных и трех поддерживающих
катков на борт, ведущего колеса переднего
расположения с гребневым зацеплением и гусеницы
шириной 300 мм. Подвеска - индивидуальная,
торсионная. Проходившее испытания шасси танка с
балластом вместо башни оснащалось 280-сильным
двигателем Maybach HL 120, коробкой передач Maybach Variorex и
механизмом поворота типа Cletrac. Максимальная
скорость движения 35 км/ч.

Разрабатывавшийся с сентября 1938 года
вариант DW2 имел отличия от своего
предшественника в конструкции коробки передач,
стояночного тормоза, гусениц, бортовых передач,
ведущих колес и подвески. На танк предполагалось
установить башню от Pz.Kpfw.lV с 75-мм пушкой и
спаренным пулеметом MG 34. Второй пулемет должен
был устанавливаться в лобовом листе корпуса
справа. Как и в первом случае, дело ограничилось
постройкой и испытаниями шасси.
У опытного танка VK 3001(H), последовавшего
за двумя первыми прототипами и созданного, как и
они, под руководством начальника отдела
перспективных разработок фирмы Henschel Эрвина
Адерса, толщину лобовой брони корпуса довели до 60
мм, применили гусеницу шириной 520 мм и
расположили опорные катки в шахматном порядке,
6-цилиндровый двигатель Maybach HL 116 мощностью 300 л.с.
при 3000 об/мин позволял 30-тонной боевой машине
двигаться со скоростью 35 км/ч. Были изготовлены
три опытных шасси, которые использовались для
испытания различных узлов и агрегатов. Когда в
мае 1941 года Гитлер приказал начать разработку
самоходных противотанковых установок с мощными
пушками калибра 105 и 128 мм, для построенных VK 3001(Н)
нашлось иное применение. На базе двух шасси этого
типа фирма Rheinmetall-Borsig в Дюссельдорфе изготовила
тяжелые САУ 12,8 cm Panzer-Selbstfahrlafette V. 128мм пушка Gerat 40 с
длиной ствола 61 калибр и начальной скоростью
снаряда 910 м/с, созданная на базе зенитного
орудия, была установлена в открытой сверху рубке
в кормовой части корпуса. Для размещения орудия
массой 7 т пришлось удлинить ходовую часть, введя
восьмой опорный каток. В рубке с толщиной стенок
30 мм размещались 5 членов экипажа и 18 пушечных
выстрелов. Масса машины достигла 36 т. Обе
самоходки отправили на Восточный фронт, где одну
из них осенью 1943 года захватили советские войска.
В настоящее время эта уникальная машина является
экспонатом танкового музея в Кубинке.
Параллельно с фирмой Henschel над проектом
нового тяжелого танка работала и фирма Porsche.
Машина VK 3001(Р) - первая созданная в цехах нового
завода Nibelungenwerke - получила фирменное название
"Леопард" (Leopard) и обозначение Тур 100. Были
построены два опытных образца шасси, оставшиеся
без башен, так и не поступивших от фирмы Krupp.
Главной особенностью поршевских шасси стала
электромеханическая трансмиссия. Два двигателя,
изготовленные венской фирмой Simmering-Graz-Pauker AG,
мощностью по 210 л.с. каждый вращали два
генератора, которые, в свою очередь, приводили в
движение два электромотора. От них крутящий
момент передавался на ведущие колеса. Танк
должен был получить модифицированную башню от
Pz.lV с 75мм короткоствольной пушкой. В дальнейшем
на "Леопард" планировалось установить 105-мм
пушку L/28. В 1941 - 1942 году обе машины проходили
испытания, часто прерывавшиеся из-за
многочисленных неполадок в трансмиссии.
В мае 1941 года во время совещания в
Бергхофе Гитлер предложил новую концепцию
тяжелого танка, обладавшего повышенными огневой
мощью и броневой защитой и призванного стать
ударной силой танковых соединений, в каждом из
которых предполагалось иметь по 20 таких машин. В
свете предложений фюрера и с учетом результатов
испытаний опытных тяжелых танков были
разработаны тактико-технические требования, а
затем выдан заказ фирме Porsche на разработку танка
VK 4501 (Р) с 88-мм пушкой и фирме Henschel - на VK 3601(Н) с
пушкой с коническим стволом. Изготовить
прототипы предполагалось к маю - июню 1942 года.
Работа по сборке машины Sonderfah-rzeug II, или
Тур 101, официально именовавшейся в документах
управления вооружений как Panzerkampfwagen VI, VK 4501 (Р) Tiger
(P), велась в цехах завода Nibelungenwerke. Компоновка как
самого танка, так и моторно-трансмиссионного
отделения осталась такой же, как у VK 3001 (Р). Два
расположенных параллельно друг другу
10-цилиндровых V-образных карбюраторных двигателя
воздушного охлаждения Тур 101/1 мощностью 320 л.с.
каждый с помощью клиноременной передачи
приводили во вращение роторы двух генераторов.
От последних электроэнергия подавалась на два
электромотора, вращавших ведущие колеса танка.
Всю электрическую часть трансмиссии поставила
фирма Siemens-Schuckert. Что касается башни, то она
разрабатывалась в инициативном порядке фирмой
Krupp в тесном сотрудничестве с Porsche.
Между тем фирма Henschel быстро
проектирует, изготавливает и выводит на
испытания свой VK 3601(Н), проходивший по документам
также как Panzerkam-pfwagen VI Ausf.B. С шасси не возникло
никаких проблем: моторно-трансмиссионная группа
и ходовая часть были хорошо отработаны на
предшествующих моделях. Боевая машина массой 36 т,
защищенная 100-мм лобовой броней, достигала
скорости 40 км/ч. Что же касается башни и
вооружения, то для этого танка они так и не были
созданы. Дело в том, что фирма Krupp предлагала свой
Gerat 725 - 75-мм пушку с коническим стволом. Но когда
выяснилось, что бронебойный снаряд этой пушки
включает в себя вольфрамовый сердечник массой 1
кг, от нее поспешно отказались-боеприпасы этой
пушки "съели" бы весь вольфрамовый лимит
вермахта. Успешно прошедшая испытания, на
которых, кстати, присутствовал министр
вооружений А.Шпеер, машина оказалась не у дел.
Впрочем, ненадолго...
Заметим, что VK 3601 (H) с самого начала
рассматривался в качестве промежуточной модели,
как ступенька к следующей, более мощной боевой
машине. Недаром планируемый выпуск этого танка
был ограничен 172 экземплярами. Поскольку
первоначальный вариант вооружения оказался
неудачным, а сроки поджимали, нужно было искать
какое-то новое решение. И его нашли - на танк была
установлена крупповская башня, разработанная
для VK 4501(Р). Правда, для этого потребовалось
увеличить диаметр башенного погона в свету с 1650
до 1850 мм, что вызвало изменение верхней части
корпуса. У VK 3601(Н) появились надгусеничные ниши, а
масса возросла до 45 т. Конструктивные изменения
повлекли за собой и смену индекса: танк стал
называться VK 4501 (Н). Главным же было то, что на
машине Э. Адерса, так же как и на танке Ф. Порше,
"прописалась" 88-мм танковая пушка.
Это орудие было разработано фирмой
Friedrich Krupp AG с использованием качающейся части
зенитной пушки 8,8-cm Flak 18/36 - знаменитой "acht-acht"
("восемь-восемь"), без сомнения самого
известного артиллерийского орудия Второй
мировой войны. В танковом варианте, получив
дульный тормоз и электроспуск, пушка стала
именоваться 8,8cm KwK 36.
Впрочем, для танка фирмы Henschel
предусматривался и второй вариант вооружения -
75-мм пушка KwK 42 L/70 в башне фирмы Rheinmetall-Borsig.
Особенностью этой башни, изготовленной лишь в
качестве деревянной модели в натуральную
величину, был кормовой пулемет MG 34 в шаровой
установке. Машина с рейнметалловской башней
имела индекс Н2, с крупповской - Н1.
В марте 1942 года Гитлер предложил
отправить прототипы тяжелых танков на фронт,
дабы провести испытания в реальных боевых
условиях. Вскоре после этого весьма
сомнительного предложения он объявил, сколько
танков должно быть готово к октябрю 1942 и к марту
1943 года. Было полным отрывом от реальности
требовать к концу сентября 1942 года поступления 60
машин от Porsche и 25 - от Henschel, а к концу февраля
1943-го-еще 135 боевых машин от обеих фирм. Тут
необходимо отметить, что оба танка еще до начала
каких-либо серьезных испытаний фактически уже
были запущены в производство. В заводских цехах
Nibelungenwerke началась сборка опытной партии сразу из
10 машин VK 4501 (Р), а фирме Krupp заказали 90 башен. Вслед
за этим Ф. Порше планировал выпустить 35 танков к
январю 1943 года и 45 к апрелю. Еще дальше пошел его
конкурент: изготовление первых 60 машин VK 4501 (Н)
началось уже в середине 1941 года, и хотя к весне
1942-го был готов только один экземпляр, узлы и
агрегаты остальных не пропали - их использовали
впоследствии при сборке серийных "тигров".
20 апреля 1942 года, в день рождения
Гитлера, оба танка были показаны фюреру в его
ставке "Волчье логово" (Wolfsschanze) в Восточной
Пруссии. Причем при доставке VK 4501 (Н) возникли
определенные трудности, поскольку гусеницы
танка выступали за габарит железнодорожной
платформы на 50 мм с каждой стороны. На время
перевозки танка пришлось перекрывать движение
на всех участках железнодорожной линии Кассель-
Растенбург. Не обошлось без проблем и с танком Ф.
Порше - при выгрузке с платформы своим ходом
тяжелая машина увязла в грунте. Хеншелевцы
предусмотрительно использовали для этой цели
70-тонный железнодорожный кран, а поршевцы решили
блеснуть. В конце концов им все-таки пришлось
прибегнуть к помощи крана.
На следующий день обе машины прибыли в
ставку. В 10.30, как это следует из воспоминаний
Эрвина Адерса, начали собираться руководители
рейха и вермахта. Геббельс и Геринг
отсутствовали. Когда в 11.00 появился Гитлер,
сотрудники фирм-изготовителей выстроились для
представления фюреру. Затем состоялось
награждение Фердинанда Порше Крестом за военные
заслуги I класса. После торжественной части
Гитлер около получаса осматривал машину Порше,
внимательно выслушивая объяснения
конструкторов. Танку Хеншеля он уделил всего 2-3
минуты, задал Адерсу один вопрос и отошел. Затем
состоялся показ танков в движении.
После обеда прибыл Геринг. В
присутствии его и министра вооружений Шпеера
состоялись испытания на скорость. На участке 1000 м
VK 4501 (Р) развил максимальную скорость 50 км/ч, а его
конкурент на участке 850 м - 45 км/ч. При этом
двигатель VK 4501(H) перегрелся настолько, что
возникла угроза пожара. После охлаждения
двигателя танк был вновь готов к действию.
Главный инженер фирмы Henschel Курт Арнольд
предложил Шпееру сравнительные испытания на
маневренность, судя по всему, не без тайного
умысла: он хорошо знал слабые места машины Порше.
Сырая, недоведенная электротрансмиссия серьезно
затрудняла маневрирование VK 4501(Р), например, с
огромным трудом танк совершал повороты на 90".
На этом фоне VK 4501(H) показал себя с самой лучшей
стороны - многотонная машина крутилась буквально
на пятачке, приводя в восторг зрителей.
Впрочем, эта демонстрация танков, по
сути, ничего не решала - впереди были настоящие
испытания на полигоне Берка, куда в мае 1942 года
прибыли два VK 4501 (Р) и один VK 4501 (Н). В результате у
танка фирмы Porsche, как и в случае с VK 3001 (Р), выявили
низкую надежность электротрансмиссии. Кроме
того, машина имела неудовлетворительную
проходимость и маленький запас хода - всего в 50
км. Поскольку Гитлер хотел использовать новые
танки и в Северной Африке, этот показатель должен
был равняться как минимум 150 км. Разместить же
дополнительное количество топлива в танке
оказалось невозможно из-за отсутствия места.
Легко было предвидеть и многочисленные
трудности, которые могли возникнуть при
эксплуатации боевой машины на фронте. Необычная
трансмиссия требовала переподготовки
механиков-водителей и специалистов ремонтных
служб.
Взвесив все "за" и "против",
несмотря на особое расположение Гитлера к
доктору Порше, проводившая испытания комиссия
приняла решение в пользу танка фирмы Henschel. Гитлер
вынужден был согласиться. Машина получила
обозначение Pz.Kpfw.VI (Sd.Kfz.181) Tiger Ausf.H1, а после
принятия на вооружение в 1944 году танка Tiger II
название изменили на Tiger Ausf.E или Tiger I. Уже
изготовленные на заводе Nibelungenwerke 90 шасси VK 4501 (Р)
было решено использовать в качестве базы для
тяжелых штурмовых орудий, вооруженных 88-мм
противотанковой пушкой, созданной на базе
зенитки Flak 41 с длиной ствола в 71 калибр, - будущих
"Фердинандов".
В начале августа 1942 года началось
серийное производство нового тяжелого танка,
что, впрочем, не означало конец испытаний. Они
продолжались, но уже на главном танковом
полигоне вермахта в Куммерсдорфе. Первый танк
прошел к тому времени 960 км. По
среднепересеченной местности машина развивала
скорость до 18 км/ч, расход топлива составлял при
этом 430 л на 100 км.
Мортирки для стрельбы дымовыми
гранатами:
1 - вид спереди;
2 - вид сзади.
К 18 августа 1942 года были выпущены
первые 4 "тигра". Пятую и шестую машины 27
августа отправили в Фаллингбостель, где
формировались 501-й и 502-й тяжелые танковые
батальоны. Сборка танков осуществлялась на
заводе фирмы Henschel в Касселе. К производству башен
была привлечена фирма Wegmann. В процессе серийного
производства в конструкцию танка,
выпускавшегося в одной модификации, практически
непрерывно вносились изменения и улучшения. У
первых же серийных машин был изменен ящик для
снаряжения и ЗИПа, крепившийся на корме башни. На
прототипах использовался ящик, позаимствованный
у Pz.Kpfw.lll. Лючок с бойницей для стрельбы из личного
оружия на правой стенке башни заменили на
люк-лаз. Для самообороны от вражеской пехоты по
периметру корпуса были смонтированы мортирки
для противопехотных мин типа "S". Эта мина,
боевая часть которой включала 360 стальных
шариков, выстреливалась на небольшую высоту и
разрывалась. Кроме того, на башнях танков ранних
выпусков устанавливались дымовые гранатометы NbK
39 калибра 90 мм (по три с каждой стороны). Последние
также можно было использовать для стрельбы
минами типа "S". На машинах поздних выпусков
для этой цели служило "оружие ближней
обороны" - Nahverteidigungswaffe - мортирка,
установленная внутри танка и стрелявшая через
амбразуру, расположенную на крыше башни за люком
заряжающего.
Со второй половины 1943 года на
"тигры" стали устанавливать новую
командирскую башенку (с 391-й машины),
унифицированную с башенкой "Пантеры" и
имевшую устройство для крепления зенитного
пулемета MG 34, а также перископический прибор
наблюдения перед люком заряжающего. Были внесены
изменения в спусковой механизм пушки, в стопор
пушки по-походному, крепление спаренного
пулемета, сиденья членов экипажа и др. На ее
бортах разместили укладку запасных траков,
которые до этого располагались только на нижнем
лобовом листе корпуса. Пять траков крепились с
левой, а три - с правой стороны.
Подверглась изменениям и силовая
установка танка. На первых 250 машинах
устанавливался двигатель Maybach HL 210РЗО, на
остальных - Maybach HL 230Р45. Для эксплуатации в
африканской пустыне и в южных районах России на
кормовом листе корпуса монтировались воздушные
фильтры типа Feifel.
Первые 495 танков оснащались
оборудованием для подводного вождения,
позволявшим преодолевать своим ходом по дну
водные преграды глубиной до 4 м. Над специальным
лючком в крыше моторного отделения
устанавливалась трехметровая телескопическая
труба для подачи воздуха в двигатель. Выхлоп
производился непосредственно в воду. Все люки
танка имели резиновые уплотнения. С особой
тщательностью герметизировалась моторная
перегородка, чтобы выхлопные газы не проникали в
обитаемые отделения танка. В ходе испытаний на
заводском полигоне, где для этой цели был
построен специальный бассейн, танк с работающим
двигателем находился под водой до 2,5 часа. В то
время "Тигр" был единственным серийным
танком в мире, оснащенным в массовом порядке
оборудованием подводного вождения, которое
нашло широкое применение в танкостроении лишь в
50-е годы. Правда, в войсках это оборудование
практически не использовалось и от него со
временем отказались.
Слабым местом ходовой части
"Тигра", от которого никак не удавалось
избавиться, был быстрый износ и последующее
разрушение резиновых бандажей опорных катков.
Начиная с 800-й машины на танк начали
устанавливать опорные катки с внутренней
амортизацией и стальными бандажами. При этом
наружный ряд одинарных катков был снят.
На "тиграх" использовались два
типа гусениц - транспортные, шириной 520 мм и
боевые, шириной 725 мм. Первые применялись для
перевозки по железной дороге, дабы вписаться в
габарит платформы, и для движения своим ходом по
дорогам с твердым покрытием вне боя. (При
перевозке танков часто снимались и наружные
опорные катки.) При использовании транспортных
гусениц удельное давление на грунт возрастало до
1,53 кг/см2.
В 1943 году 84 танка переоборудовали в
командирский вариант. Боекомплект уменьшили до 66
выстрелов, сняли спаренный пулемет и разместили
дополнительное радиооборудование. В зависимости
от назначения командирские танки Pz.Bef.Wg. Tiger Ausf.E
существовали в двух вариантах, отличавшихся
набором радиостанций. Sd.Kfz.267 с радиостанциями Fu 5
и Fu 8 предназначался для дивизионного звена, а
Sd.Kfz.268 с Fu 5 и Fu 7 - для командиров рот и батальонов.
Несколько "тигров" были
переоборудованы в БРЭМ, причем, судя по всему,
собственными силами войсковых частей -
"фирменного" варианта такой машины не
существовало. Одна машина с демонтированной
пушкой и установленным на башне крановым
оборудованием была захвачена союзниками в
Италии. В отдельных случаях в качестве тягачей
использовались шасси танка без башни. В основном
же для эвакуации подбитых тяжелых танков с поля
боя применялись БРЭМ Вегgepanther и полугусеничные
тягачи FAMO (Sd.Kfz.9).
Осенью 1943 года по настоянию Гитлера в
стандартную башню Н1 в опытном порядке
установили 88-мм пушку KwK 43 с длиной ствола в 71
калибр. Но в это время уже шла разработка танка VK
4503 - будущего "Королевского тигра", размеры
башни которого куда больше подходили для нового
орудия.
Единственной страной, куда
экспортировался "Тигр", стала Венгрия -
наиболее стойкий и храбро сражавшийся союзник
Германии. Танки туда поставили в июле 1944-го. Их
количество (по разным источникам) колеблется от 3
до 13 единиц. Это были машины разного выпуска,
переданные, по-видимому, из одного из тяжелых
танковых батальонов с Восточного фронта. На 7
декабря 1944 года четыре "Тигра" находилось в
составе 2-й венгерской танковой дивизии. Судя по
фотографиям, эти машины имелись и в составе 1-й
кавалерийской дивизии, сражавшейся с советскими
войсками в восточной Польше.
Летом 1943 года три танка передали во
временное пользование итальянцам. После
капитуляции Италии их вновь вернули под знамена
панцерваффе.
Любопытная история произошла с
японцами, проявлявшими повышенный интерес к
новым немецким танкам. 7 июня 1943 года японский
посол в Германии генерал Ошима наблюдал под
Ленинградом боевые действия 502-го тяжелого
танкового батальона, затем посетил фирму Henschel и
танковый полигон, где "тигры" проходили
заводские испытания. Вскоре фирма получила
указание передать японцам два комплекта
документации, переснятой на микропленку. В
сентябре 1943 года уже стоял вопрос о продаже
Японии одного "Тигра". Предполагалось
доставить его вместе с танком "Пантера",
также закупленным японцами, в Бордо, а оттуда в
разобранном виде - на подводной лодке в Японию.
Довольно трудно представить, каким образом
намеревались это осуществить - ведь разобрать
танк на мелкие части просто невозможно. Корпус
танка, например, даже без башни и ходовой части
весил 29 т и имел весьма внушительные размеры.
Фирма Henschel не преминула извлечь из
сделки неплохую выгоду. Полностью комплектный
"Тигр" (а именно в таком виде его хотели
получить японцы) с 92 артвыстрелами, 4500 патронами
к пулеметам, 192 - к пистолету-пулемету,
радиостанцией и оптикой обходился вермахту в 300
тыс. рейхсмарок. Дальневосточному союзнику его
"толкнули" за 645 тыс. рейхсмарок. В эту сумму,
правда, входила и стоимость разборки и упаковки.
14 октября 1943 года танк отправили в Бордо. После
того как в феврале 1944 года был осуществлен
платеж, "Тигр" стал японским. Впрочем,
подводной лодки из Страны восходящего солнца он
так и не дождался. Решением Главного
командования сухопутных войск 21 сентября 1944 года
танк был реквизирован и вновь передан в
распоряжение германского вермахта.
Дальше