Танки класса "Е"
В 1942 году в Министерстве вооружений III
Рейха был сформирован специальный отдел,
разрабатывающий концепцию новых танков.
Начальником отдела был назначен
инженер-полковник Г. Книпкамп. Новые танки должны
были выпускать фирмы, которые прежде никогда
танками не занимались. Это были прежде всего
фирмы Адлер (Adler) из Франкфурта, Аргус (Argus) из
Карлсруэ и Вестерхютте (Westerhuette) из
Бад-Ойнхаузена. Позже к программе была
подключена фирма КлёкерГумбольдт-Дойтц
(Kloeker-Humboldt-Deutz) из Ульма. Несмотря на то, что
положение на фронтах, а главное, острый дефицит
сырья делали выпуск танков нового поколения
нереальным, проводились интенсивные
конструкторские работы и строились опытные
образцы.
Новые танки получили обозначение -
класс "Е". Проекты этих танков значительно
отличались от выпускаемых в то время РzКрfw IV и
РzКрfw V "Пантера". Особенный акцент был
сделан на снижении силуэта танка и увеличении
возимого боезапаса. С этой целью отказались от
торсионной подвески, применяемой на танках РzКрfw
V и РzКрfw VI. Новым было и то, что ведущие колеса
располагались сзади, ближе к двигателю и
трансмиссии. Тем самым высвобождалось больше
места внутри танка. На танки класса "Е"
предполагалось установить стабилизаторы орудия
и новый тип прицелов. Планировали, что первые
танки нового типа поступят в части в 1945 году.
Выпуск танков класса "Е" должен был быть
основан на использовании стандартизованных
узлов, одинаковых для разных танков. Всего
программа "Е" охватывала пять танков:
- Е-10 - малый разведывательный танк массой около
15000 кг;
- Е-25 - танк массой около 25000-30000 кг;
- Е-50 - средний танк массой около 50000 кг, который
должен был заменить выпускавшийся танк РzКрfw V (Sd
Kfz 171) "Пантера";
- Е-75 - танк массой около 75000-80000 кг,
предназначенный для замены РzКрfw VI "Тигр" и
"Тигр II";
- Е-100 - танк массой около 130000-140000 кг, относящийся к
классу сверхтяжелых танков.
Е-10
Легкий разведывательный танк массой
около 12000 кг должен был выпускаться фирмой
Клёкер-Гумбольдт-Дойтц АГ (КГД) в Ульме. Прежде
эта фирма выпускала многоцелевой дизельный
гусеничный автомобиль RSO/03. На легкий танк Е-10
предполагали установить двигатель Майбах HL 100
мощностью 294 кВт/300 л.с. или двигатель Аргус
мощностью 221 кВт/300 л.с. Вооружение танка
составляла пушка 7.5 cm Pak 39 L/48 калибра 75 мм. Экипаж -
три человека. Была предусмотрена возможность
менять клиренс и тем самым снижать высоту танка с
1760 мм до 1400 мм. Толщина брони - 30-60 мм. Работы над
танком Е-10 были свернуты, после того как был начат
серийный выпуск самоходного орудия
"Хетцер".
Е-25
Планировали, что выпускать танк Е-25
будет фирма Аргус из Карлсруэ. Проект был
разработан конструкторским бюро под
руководством Германа Кляу (Klau). Фирма Аргус до той
поры выпускала авиационные двигатели и
устанавливала тормоза на танки "Тигр".
Серийный выпуск Е-25 предполагали наладить на
заводах в Берлине и Райникендорфе. Танки Е-25 были
предназначены для проведения разведки и
уничтожения вражеских танков. Первоначально на
танк планировали устанавливать двигатель Майбах
мощностью 294 кВт/400 л.с. при 4000 об/мин. Однако в
серию этот двигатель не был запущен и Е-25 был
"обречен" на другой мотор. Тогда танк решили
оснастить двигателем воздушного охлаждения с
впрыском топлива Аргус мощностью 442 кВт/600 л.с.
Другой вариант силовой установки включал в себя
авиационный двигатель, но и от этого двигателя
отказались в пользу мотора Майбах HL 230 Р30, уже
используемого на танках (например
"Пантерах"). Танк должен оснащаться
гидродинамической коробкой передач типа Войт,
позволявшей развивать скорость до 70 км/ч.
Двигатель и коробка передач были сгруппированы в
один агрегат, расположенный в корме танка,
который можно было легко демонтировать и
установить обратно. Подобная конструкция
используется сейчас на танках "Леопард".
Работы над новым двигателем носили условное
название "Арта". К моменту капитуляции
Германии части двигателя находились на стадии
производства.
В начале 1945 года фирма Алькетт
получила заказ на пять прототипов танка Е25. Танки
Е-25 должны были получить пушку 7.5 cm Pak 39 L/48, которую
затем заменили на 7.5 cm Panzerjaegerkanone 42 L/70 калибра 75 мм.
По донесению полковника Хоцхауера
(Hozhauer), сделанному в январе 1945 года, несколько
корпусов танка Е-25 было изготовлено на
металлургическом комбинате в Катовицах еще в
декабре 1944 года.
Е-50 и Е-75
Танки Е-50 и Е-75 должны были стать
основными танками немецкой армии (Standardpanzer). На
обоих танках предполагалось использовать
унифицированные узлы (силовая установка, шасси,
гусеницы, топливная система и система
вентиляции). Главное различие между танками
заключалось в толщине брони. То есть слабее
бронированный танк Е-50 был просто более
просторным внутри. На танки Е-50/75 предполагали
установить двигатель Майбах HL 234. Серийный выпуск
этих двигателей должен был быть налажен в начале
1945 года. Прототип двигателя HL 234 без турбонаддува
на стендовых испытаниях показал мощность 530 кВт.
Максимальная скорость Е-50 должна была достигать
60 км/ч, а Е-75 - 40 км/ч. Силовая установка обоих
танков проектировалась в виде агрегата, который
можно было демонтировать всего за 25 минут. Танки
Е-50 и Е-75 планировали выпускать на заводе
Вестернхютте в Ойнхаузене, который до той поры
изготавливал бронеавтомобили и
бронетранспортеры. На обоих танках предполагали
установить стабилизатор орудия, позволяющий
вести прицельный огонь во время движения.
Ходовая часть танка Е-50 состояла из
шести, а Е-75 - восьми опорных катков. Предполагали
выпускать Е-75 как в виде танка, так и в виде
штурмового орудия (Sturmgeschuetz). На обоих танках
должна была устанавливаться одна и та же башня,
выпускаемая фирмой Крупп. По сравнению с
"Тиграми" и "Пантерами" броня танков
Е50/75 была гораздо толще. Использование
оцинкованных бронеплит очень облегчало сварку, а
применение новых сварочных материалов
значительно увеличивало прочность сварного шва.
Для проведения испытания подвески в
конце 1944 года на фирме Хёрдер-Хуттферайн
(Hoerder-Huttverein) в Дортмунде была модифицирована
ходовая часть одного из танков "Тигр II".
Е-100
К моменту окончания 2-й Мировой войны
дальше всего продвинулись работы над танком Е-100.
Разработка конструкции и постройка опытного
образца велись на фирме Адлер из
Франкфурта-на-Майне. Проектирование танка Е-100
началось уже 30 июля 1943 года. Несмотря на личный
приказ Гитлера в конце 1944 года прекратить все
работы над сверхтяжелыми танками, продолжалось
проектирование и была начата постройка
прототипа. Монтаж опытного образца шел в
Хаустенбеке в районе Падерборна. В начале 1945 года
были готовы шасси и ходовая часть. К началу
испытаний на танк установили двигатель Майбах HL
230, коробку передач OG 401216 В фирмы Майбах и рулевое
управление Хеншель L 801, использованное также на
"Тиграх II".
Гусеницы шириной 1000 мм разработала и
изготовила фирма Адлер. Однако танк, оснащенный
этими гусеницами, не вписывался в габариты
железнодорожной платформы. Поэтому, как и для
"Тигра", были разработаны более узкие
транспортные гусеницы. Кроме более узких
гусениц, на время перевозки по железной дороге с
танка должны были сниматься бронелисты,
защищающие шасси и гусеницы. На танке Е-100
использовали традиционную для германского
танкостроения трансмиссию - двигатель
располагался в корме, а ведущие колеса - в
передней части танка. Броня: 240 мм (лоб) и 120 мм
(борта).
До конца войны изготовить башню так и
не успели. Во время испытаний использовали груз,
равный массе будущей башни. Также не было готово
и вооружение танка. Планировали установить на
Е-100 орудие калибра 150 или 170 мм. Предполагалось,
что Е-100, оснащенный двигателем Майбах и рулевым
устройством Майбах "Mekydro" будет развивать
скорость до 40 км/ч.
Незавершенный прототип был захвачен в
Падерборне английскими войсками. В июне 1945 года
Е-100 был переправлен в Великобританию для
всесторонних испытаний.
Работа над танками класса "Е" дала
много новых технических находок, которые однако
нашли практическое применение лишь в 60-х годах во
время конструирования танков для бундесвера. Как
уже упоминалось, острый дефицит сырья делал
выпуск даже небольшой серии таких танков весьма
проблематичным.
Другие проекты сверхтяжелых танков
PzKpfw VII "Loewe" ("Лев")
В начале 1942 года фирма Крупп начала
работу над новым тяжелым танком, обозначенным
как PzKpfw VII "Лев". Танк был разработан на базе
предыдущего проекта VK 70001. Планировалась
разработка двух версий танка: легкой (leichte)
толщина брони до 100 мм и боевая масса 76000 кг, и
тяжелой (schwere) - броня до 120 мм, масса до 90000 кг.
Экипаж - пять человек. Основное вооружение - пушка
калибра 105 мм (L/70). Предполагалось, что танки РzКрfw
VII "Лев" будут развивать скорость до 23-27 км/ч.
Адольф Гитлер приказал дальше вести
работы только над танком, вооруженным пушкой
калибра 150 мм (L/40) или (L/37). Толщину брони фюрер
также приказал увеличить. Гусеницы шириной 900-1000
мм должны были снизить давление на грунт до 1.0
кг/см2.
После начала работ над "Маусом",
для которого фирма Крупп проектировала большое
количество узлов и деталей, в том числе и корпус, -
разработка "Льва" была прекращена.
Во время конструирования танка
"Тигр II" полковник Фихтель (Fichtel) из
управления вооружениями предложил вооружить
танк "Лев" пушкой калибра 88 мм (L/71) и
установить на машине броню толщиной 140 мм. В таком
варианте танк должен был развить скорость до 35
км/ч.
Боевая масса танка РzКрfw VII "Лев"
составляла около 90000 кг, длина корпуса 7740 мм,
ширина - 3830 мм, высота - 3008 мм. Толщина брони: лоб -
120 мм, борта и корма - 100 мм.
Проект танка "Ber" ("Медведь")
В начале мая 1942 года были завершены
работы над проектированием сверхтяжелого танка
"Бер" массой 120000 кг. Танк предполагали
оборудовать двенадцатицилиндровым
карбюраторным двигателем жидкостного
охлаждения Майбах HL 230 мощностью 515 кВт/700 л.с.,
максимальная скорость не превысила бы 20 км/ч.
Шасси нового танка было позаимствовано у РzКрfw VI
(Sd Kfz 181) "Тигр" Ausf. Н1. Вооружение танка
"Бер" составляло орудие калибра 305 мм (L/16),
неподвижно установленное в корпусе. Угол
возвышения орудия до +70°. Боеприпасами к орудию
служили унитарные снаряды массой около 350 кг (50 кг
взрывчатого вещества), начальной скоростью 355
м/сек и дальностью 10500 метров.
Полная масса танка "Бер"
составляла 120000 кг, длина 8200 мм, ширина 4100 мм,
высота 3500 мм. Толщина брони: 130 мм (лоб) и 80 мм
(борта). Экипаж - шесть человек.
Проект танка Р 1000
В июне 1942 года инженер Гроте (Grote),
заведовавший в Министерстве вооружений выпуском
подводных лодок представил концепцию танка
массой в целых 1000 тонн (!). проект был обозначен
как Р 1000. Этот "сухопутный линкор" должен был
быть длиной 35 метров, а шириной 14 метров. На танке
Р 1000 планировали использовать гусеницы шириной
3.5 метра, по конструкции похожие на гусеницы,
предназначенные для огромных карьерных
экскаваторов.
В движение танк должен был приводиться
двумя дизелями МАН мощностью 6256 кВт/8500 л.с. или
восемью дизелями Даймлер-Бенц мощностью 1472
кВт/2000 л.с., каждый. Максимальная скорость
оценивалась в 40 км/ч.
Вооружение танка Р 1000 состояло из
орудия калибра 280 мм, орудия калибра 128 мм и
зенитного комплекса, состоящего из восьми
зенитных пушек Flak 38 калибра 20 мм установленных по
одной или по три и пушки Маузер MG 151/15.
В декабре 1942 года фирма Крупп
выдвинула еще один проект подобного монстра. Это
был проект прямо-таки футуристического танка
массой 1500 тонн (1500000 кг!). Толщина лобовой брони
танка составляла 250 мм. Вооружение этого гиганта
тоже было поистине гигантским - пушка "Дора"
калибра 800 мм. В движение танк должны были
приводить несколько дизельных установок,
использующихся на подводных лодках.
К счастью в III Рейхе нашлась трезвая
голова (Шпеер?) не допустившая реализации столь
"грандиозных" проектов.
Окраска и опознавательные знаки
Опытный образец танка Тип 205/1
"Маус" был сначала выкрашен однотонно в
серый цвет Panzer Grau RAL 7027. Такая окраска была
использована во время пребывания танка на фирме
Алькетт и перевозки по железной дороге в
Бёблинген. В Беблингене прототип был перекрашен
сначала в один цвет краской Wehrmacht Olive стандартный
тип окраски немецких танков в тот период, а к
моменту установки башни на танке 205/1 был
использован трехцветный камуфляж.
Анализ имеющихся фотографий позволяет
заключить, что в конце 1944 года прототип 205/1 был
вновь перекрашен.
Опытный образец 205/2 поначалу тоже был
серого цвета, потом был использован стандартный
камуфляж. На борту танка был нарисован
перевернутый серп и молот, символизирующий, что
"Маус" - трофейный танк, а не собственная
разработка.
Фотографии взорванного
(поврежденного) в Кумерсдорфе танка
свидетельствуют, что прототип 205/1 был в очередной
раз перекрашен в 1945 году или ... что это снимки
нового танка 205/3.
Изнутри "Маус" был выкрашен
светло-кремовой краской. На танках типа
"Маус" не было никаких опознавательных
знаков и тактических номеров. По изданию Troika W. "Maus" Назад
|