Танк Т-70 был разработан в КБ Горьковского автозавода под руководством Н. А.
Астрова в конце 1941 г. Серийное производство было организовано в 1942-1943 гг.
на Горьковском автозаводе, заводах № 37 (г. Свердловск) и № 38 (г. Киров).
Всего было выпущено 8226 танков модификаций Т-70 и Т-70М. Машины участвовали в
Сталинградской и Курской битвах, а также в других операциях Великой
Отечественной войны.
Танк Т-70:
Боевая масса - 9,2-10 т; экипаж - 2 чел; оружие: пушка - 45-мм, пулемёт - 7,62 мм;
броня - противопульная; мощность силового агрегата - 140 л.с. (103 кВт);
максимальная скорость - 45 км/ч
Танк Т-70 был разработан для замены танка Т-60 в войсках и отличался от него, в
основном, размерами, более мощным вооружением, усиленной броневой защитой и
более высокой удельной мощностью. Схема общей компоновки машины принципиально
была такой же, как у танка Т-60. Танк имел пять отделений: управления — в
передней части корпуса, боевое — в средней части, трансмиссионное — в передней
части корпуса справа по ходу, моторное — в средней части вдоль правого борта
корпуса и кормовое. Экипаж из двух человек размещался в корпусе и башне.
Механик-водитель находился в носовой части корпуса у левого борта. Во
вращающейся башне, смещенной к левому борту от продольной оси корпуса,
располагался командир танка. В средней части корпуса вдоль правого борта на
общей раме были установлены два спаренных последовательно двигателя,
составлявшие единый силовой агрегат. Такое конструктивное решение было впервые
реализовано в отечественном танкостроении. Трансмиссия и ведущие колёса имели
переднее расположение.
В башне устанавливались 45-мм танковая пушка обр. 1938 г. и спаренный с ней
7,62-мм пулемёт ДТ, который был расположен слева от пушки. Для удобства работы
командира танка орудие было смещено вправо от продольной оси башни. Длина
ствола пушки составляла 46 калибров, высота линии огня — 1540 мм. Пулемёт
монтировался в шаровой установке и в случае необходимости мог быть снят и
использоваться вне танка. Углы наводки спаренной установки по вертикали
составляли от — 6 до + 20°. При стрельбе применялись прицелы: телескопический
ТМФП (на части танков устанавливался прицел ТОП) и механический — в качестве
резервного. Дальность стрельбы прямой наводкой составляла 3600 м, максимальная
— 4800 м. Скорострельность — 12 выстр./мин. Шестеренчатый механизм поворота
башни устанавливался слева от командира, а винтовой подъёмный механизм
спаренной установки — справа. Спусковой механизм пушки был связан тросом с
правой ножной педалью, а пулемёта — с левой. В боекомплект танка входили 90
выстрелов с бронебойными и осколочными снарядами для пушки (из них 20
выстрелов находились в магазине) и 945 патронов к пулемёту ДТ (15 дисков).
Дополнительно в боевом отделении машины укладывались: один 7,62-мм
пистолет-пулемёт ППШ с боекомплектом 213 патронов (3 диска) и 10 ручных гранат
Ф-1. На машинах первых выпусков боекомплект к пушке состоял из 70 выстрелов.
Начальная скорость бронебойного снаряда массой 1,42 кг составляла 760 м/с,
осколочного массой 2,13 кг — 335 м/с. После производства выстрела бронебойным
снарядом стреляная гильза выбрасывалась автоматически. При стрельбе осколочным
снарядом из-за меньшей длины отката пушки открывание затвора и извлечение
гильзы осуществлялось вручную. Созданный весной 1942 г. новый
бронебойно-подкалиберный снаряд для 45-мм пушки, пробивал броневую плиту
толщиной 50 мм на дальности 500 м.
Схема бронирования лёгкого
танка Т-70
Броневая защита — противопульная, изготавливалась из броневых катаных листов
толщиной 6, 10, 15, 25, 35 и 45 мм. Лобовые и кормовые листы корпуса и листы
башни имели рациональные углы наклона. В верхнем лобовом листе корпуса
находился люк механика-водителя, в броневой крышке которого устанавливался
поворотный перископический смотровой прибор (на машинах первых выпусков в
крышке люка была сделана смотровая щель с триплексом). Для облегчения
открывания крышки люка применялся уравновешивающий механизм. Кроме того, внизу
справа (по ходу танка) в лобовом листе располагался люк для доступа к агрегатам
трансмиссии, закрывавшийся броневой крышкой на болтах, В нижнем лобовом листе
имелся лючок для заводной рукоятки двигателей, закрывавшийся броневой крышкой.
Каждый борт корпуса состоял из двух листов, сваренных между собой. Сварной шов
был усилен клёпкой. В нижней части каждого борта были сделаны пять вырезов под
установку кронштейнов балансиров, а также отверстия для крепления упора
балансира заднего катка и под три кронштейна поддерживающих катков. Кроме того,
в правом борту имелся лючок для установки лампы пускового подогревателя, а
вдоль его верхней части был приварен броневой короб воздухопритока силовой
установки.
Крыша корпуса состояла из подбашенного листа, опиравшегося на продольную балку
и перегородку кормового отделения; съёмного листа над моторным отделением и
бронировки воздухопритока, смонтированной на петлях и служащей одновременно
для доступа к двигателям; съёмного горизонтального листа над водяным радиатором
системы охлаждения, в котором имелись: лючок для заправки системы охлаждения
водой и жалюзи для выхода охлаждающего воздуха, а также двух съёмных листов над
отсеком топливных баков, один из которых имел два лючка для заправки топливных
баков. Днище корпуса было изготовлено из трех броневых листов и для обеспечения
жёсткости имело поперечные балки коробчатого сечения, в которых проходили
торсионы подвески. В нем располагались: аварийный люк-лаз, находящийся под
сиденьем механика-водителя, два малых лючка для слива масла из двигателей, два
лючка для слива топлива и два лючка для доступа к шпилькам крепления водяного
радиатора.
Сварная гранёная башня, изготавливавшаяся из броневых листов толщиной 35 мм,
устанавливалась на шариковой опоре в средней части корпуса и имела форму
усечённой пирамиды. Сварные стыки башни были усилены броневыми угольниками.
Лобовая часть башни имела литую качающуюся маску с амбразурами под установку
пушки, пулемёта и прицела. В крыше башни был сделан входной люк командира
танка. В броневой крышке люка был установлен перископический смотровой
зеркальный прибор, обеспечивавший командиру круговой обзор. Непросматриваемое
пространство вокруг танка составляло от 7,5 до 16,5 м. Для флажковой
сигнализации в крышке люка имелся специальный лючок, закрывавшийся броневой
заслонкой. Обеспечение кругового обзора за счет установки поворотного
смотрового прибора было новшеством для лёгких отечественных танков. В бортах
башни имелись отверстия для стрельбы из личного оружия, закрывавшиеся
броневыми пробками.
В качестве противопожарного оборудования в танке использовались два ручных
тетрахлорных огнетушителя.
Силовой агрегат ГАЗ-203 (70-6000) состоял из двух четырехтактных
шестицилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 (ГАЗ 70-6004 — передний и
ГАЗ 70-6005 — задний) суммарной мощностью 140 л.с. (103 кВт) с карбюраторами
типа "М". Коленчатые валы двигателей были соединены муфтой с упругими втулками.
Картер маховика переднего двигателя был соединен тягой с правым бортом для
предотвращения поперечных колебаний силового агрегата. Батарейная система
зажигания, система смазки и топливная (кроме баков) система для каждого
двигателя были независимыми. Водомасляный радиатор имел две секции для
раздельного обслуживания двигателей. Система охлаждения двигателей по
сравнению с системой охлаждения танка Т-60 была существенно доработана,
водяной насос был выполнен общим для двух двигателей. В воздушной системе
использовался воздухоочиститель масляно-инерционного типа. Для ускоренного
пуска двигателей зимой применялся калориферный подогреватель, работавший от
переносной паяльной лампы. Котёл подогревателя и водомасляный радиатор были
включены в систему охлаждения. Пуск двигателей производился от двух соединённых
параллельно электростартёров СТ-40 мощностью 1,3 л.с. (0,96 кВт) каждый или с
помощью механизма ручной заводки. На командирских танках (с радиостанцией)
вместо стартёров СТ-40 устанавливались два стартёра СТ-06 мощностью 2 л.с.
(1,5 кВт). Двигатели работали на авиационном бензине КБ-70 или Б-70. Два
топливных бака общей ёмкостью 440 л были размещены в левой части кормового
отделения корпуса в изолированном броневыми перегородками отсеке. В правой
части кормового отделения размещались вентилятор и радиатор системы охлаждения
двигателей. Два цилиндрических глушителя размещались на правом борту за
броневым прикрытием воздухопритока.
Механическая трансмиссия состояла из двухдискового полуцентробежного главного
фрикциона сухого трения (сталь по феродо); четырёхступенчатой простой коробки
передач автомобильного типа, обеспечивавшей четыре передачи переднего хода и
одну передачу при движении назад; главной передачи с коническим редуктором;
двух многодисковых сухих бортовых фрикционов (сталь по стали) с ленточными
тормозами с накладками из феродо и двух простых однорядных бортовых редукторов.
Главный фрикцион и коробка передач собирались из деталей, заимствованных у
грузового автомобиля ЗИС-5.
В системе подрессоривания применялись усиленная индивидуальная торсионная
подвеска и ограничители хода балансиров пятых опорных катков. Роль
ограничителей хода первых и третьих опорных катков играли поддерживающие катки.
В состав гусеничного движителя входили два ведущих колеса со съёмными зубчатыми
венцами цевочного зацепления с гусеницами, десять односкатных опорных с
наружной амортизацией и шесть цельнометаллических поддерживающих катков, два
направляющих колеса с кривошипными механизмами натяжения гусениц и две
мелкозвенчатые гусеницы с ОМШ. Конструкция направляющего колеса и опорного
катка была унифицирована. Ширина литого трака гусеницы составляла 260 мм. Для
предотвращения смещения пальцев в сторону корпуса при движении машины к
картерам бортовых редукторов сверху и к днищу корпуса снизу приклёпывались
специальные кулаки-отбойники.
Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение
бортовой сети составляло 12 В (на танках первых выпусков — 6 В). В качестве
источников электроэнергии использовались две аккумуляторные батареи 3СТЭ-112,
соединённые последовательно, с напряжением 6 В и емкостью 112 А • ч и генератор
ГАЗ-27А мощностью 225 Вт с реле-регулятором РРА-14 или генератор Г-64 мощностью
250 Вт с реле-регулятором РРА-44 или РРА-4574. С августа 1942 г. на
командирских танках стали устанавливаться генераторы ГТ-500С или ДСФ-500Т
мощностью 380/500 Вт с реле-регуляторами РРК-37-500Т или РРК-ГТ-500С, а на
линейных танках — генератор Г-41 с реле-регулятором РРА-364. Командирские танки
были оборудованы радиостанцией 9Р или 12РТ, размещённой в башне и внутренним
переговорным устройством ТПУ-2Ф. На линейных танках устанавливалось
светосигнальное устройство для внутренней связи командира с механиком-водителем
и внутреннее переговорное устройство ТПУ-2.
В ходе производства масса танка возросла с 9,2 до 9,8 т, а запас хода по шоссе
уменьшился с 360 до 320 км.
С сентября 1942 г. завод № 38 и ГАЗ перешли на выпуск танков Т-70М с
усовершенствованной ходовой частью. Боекомплект пушки был сокращён до 70
выстрелов. В результате работ по модернизации ходовой части были: увеличены
ширина и шаг траков (до 300 мм и 111 мм соответственно), ширина опорных катков
(со 104 до 130 мм), а также диаметр торсионов подвески (с 34 до 36 мм) и
зубчатых венцов ведущих колёс. За счет увеличения шага трака, их число в одной
гусенице было сокращено с 91 до 80 шт. Кроме того, были усилены поддерживающие
катки, остановочные тормоза (увеличена ширина тормозной ленты и барабана с 90
до 124 мм) и бортовые редукторы. Масса танка возросла до 10 т, а запас хода по
шоссе снизился до 250 км.
На базе танка Т-70 и его узлов и агрегатов выпускались самоходно-артиллерийские
установки СУ-76, СУ-76М и зенитная самоходная установка ЗСУ-37. Кроме того,
были разработаны опытные образцы лёгкого танка Т-90 и самоходно-артиллерийских
установок СУ-76Д, СУ-57Б, СУ-85Б, СУ-15 и СУ-16. Танк Т-70 первой партии выпуска
Танк Т-70 (вид спереди, справа) Танк Т-70 (вид спереди) Танк Т-70М с радиостанцией А. Г. Солянкин, М. В. Павлов, И. В. Павлов, И. Г. Желтов |