Во второй мировой войне появление новых боевых
средств в авиации — пикирующих
бомбардировщиков, пушек с бронебойными
снарядами, реактивных снарядов — стало
представлять слишком большую опасность для
бронированных машин. Если в местах
сосредоточения бронетанковые части могли
получить более или менее надежную защиту от атак
авиации в виде буксируемых зенитных пушек,
установленных на позициях, то на марше, и тем
более в бою бронее-диницы были вначале лишены
каких-либо средств ПВО. Попытки создать
подвижные установки зенитных пушек и пулеметов
предпринимались еще в первую мировую войну.
Кое-какие заделы были у англичан и у нас. Так, в 1931
г. в Англии испытывали опытную ЗСУ на базе
легкого танка "Карден-Лойд” Мк.VIII, вооруженную
спаркой 12,7-мм пулеметов.
В 1940 г. появились зенитные установки Мk.1 и Мk.2 на
базе легкого танка Мk.VI. Они вооружались четырьмя
7,92-мм или 7,62-мм пулеметами или же двумя 15-мм
пулеметами. В 1942 г. англичане имели уже "зенитный
танк” "Крусейдер АА” со спаркой 20-мм автоматов
в башне. 6—8 этих машин придавались каждому
танковому полку.
У нас в 30-е годы прорабатывались ЗСУ,
вооруженные 76,2-мм зенитной пушкой на базе танка
Т-26. Но дальше опытных образцов дело не пошло, и
наши танки не имели подвижных средств ПВО. Только
после 1943 г. Красная Армия стала получать
американские пулеметные и пушечные ЗСУ М16 и М19 на
базе полугусеничных бронетранспортеров. А ЗСУ
требовались настоятельно, причем это должны быть
машины бронированные, т. е. защищенные хотя бы от
пуль и осколков и обладающие той же
проходимостью, что и танки. Имевшиеся
четырехствольные установки пулеметов "Максим”
на базе грузовиков для этих целей не годились.
Для ЗСУ следовало выбрать базу танка,
предпочтительнее легкого, что ускорило и
удешевило бы их производство.
Солидной бронезащиты не требовалось — ведь на
штурм вражеских позиций под огонь
противотанковых пушек идти им необходимости не
было.
В 1942 г. наша промышленность выпускала в большом
количестве легкие танки Т-60 и Т-70. Вот на их-то
базе и решено было создать пулеметные ЗСУ,
вооруженные спаркой 12,7—мм пулеметов ДШК. ДШК
показал себя как эффективное средство ПВО,
обладающее высокой скорострельностью и
достаточной досягаемостью по высоте. Пулеметы
ДШК с таким же успехом могли применяться по
наземным целям и по легкобронированным
бронетранспортерам. Необходимыми требованиями
были возможность ведения кругового обстрела и
большой угол возвышения. Пулеметы
предполагалось устанавливать в
легкобронированной башне, открытой сверху для
ведения зенитного огня и свободного обзора
воздушной обстановки наводчиком.
Этими работами занялись с 1942 г. заводы ГАЗ (г.
Горький), относящийся к Наркомату среднего
машиностроения, и №37 (г. Свердловск), относящийся
к Наркомату танковой промышленности.
Приказом №0107с от 16 сентября 1942 г. ГАБТУ и ГАУ
Красной Армии создали комиссию под
председательством подполковника Ненарокова и
обязали ее в кратчайший срок провести испытания
представленных опытных образцов ЗСУ. В комиссию
входили также от НКСМ главный конструктор ГАЗа и
завода №37 Н.А.Астров, от ГАЗа — Маклаков, от НКТП
— И.В.Савин. На испытания, проходившие во второй
половине сентября на НИИБТ полигоне в Кубинке,
были представлены три образца. ГАЗ представил на
базе своего серийного легкого танка Т-70 ЗСУ
получившую тогда неофициальное название Т-90 (т. е.
все-таки зенитный танк!). На нем в специально
сконструированной сварной восьмигранной башне
без крыши устанавливалась спарка 12,7-мм пулеметов
ДШКТ. Погон башни использовался штатный от Т-70.
Завод №37 представил машину, названную Т-70 (зен.).
На нем спарка ДШКТ устанавливалась в
переделанной стандартной башне танка Т-70 на
штатных кронштейнах танка Т-40 в специальной
маске—бронезащите. На Т-90 пулеметы размещались
справа от продольной оси башни на станке в
специальной маске-бронезащите.
На Т—70 (зен.) пулеметы стояли симметрично
продольной оси башни. Завод №37 представил и
машину Т-60 (зен.) с переделанной штатной башней. Во
всех случаях питание пулеметов магазинное:
боекомплект Т-90 480 (16 магазинов), Т-70 (зен.) — 360
патронов. На обоих машинах устанавливался
телескопический прицел ТМФП для стрельбы по
наземным целям в пределах углов возвышения -6°,
+25° (для Т-90) и -7°, +25° (для Т-70 зен.), а также
коллиматорный прицел К—8Т для стрельбы по
воздушным целям в пределах углов возвышения +20°,
+85°. Высота линии огня — 1605 (Т-90) и 1642 (Т-70 зен.) мм.
Горизонтальную наводку на Т—90 наводчик
осуществлял левой рукой (6° за один оборот
маховичка). Вертикальная наводка — правой рукой
подъемным механизмом (10° на один оборот). У Т-70
(зен.) — горизонтальная наводка правой рукой (3°
на один оборот) штатным поворотным механизмом от
Т-70, вертикальная — свободная, левой рукой. У Т-60
(зен.) вертикальная и горизонтальная наводки —
свободные. Т-60 (зен.) из-за неправильной установки
коллиматорного прицела к испытаниям допущен не
был. На нем не был установлен даже и мотор.
Отмечалось, что в башне тесно, при наземной
стрельбе пулеметы прижимают стрелка к погону
башни (вертикальное и горизонтальное наведение
— свободные). Боевая масса его могла бы составить
6,5 т. Далее речи о нем не будет.
Башня Т-70 (зен.) имела крышу, измененную
амбразуру и сварную маску толщиной 35 мм. Газовый
поршень пулеметов с трубкой были забронированы.
Спусковой механизм пулеметов на Т-90 имел левую
педаль для левого и правую для правого пулеметов.
У Т-70 (зен.) — штатный от Т-70, т. е. спаренная педаль
на два пулемета. Т-90 оснащался закрытым
гильзоулавливателем с отражением гильз и
направлением их по гибким рукавам в ящик на полу
башни. У Т-70 (зен.) гильзоотражатель применялся, но
гильзопровода и гильзоулавливателя не имелось.
Непоражаемое пространство пулеметов Т-90 и Т-70
(зен.) в лоб составляло 22,6 и 9,75; в корму — 21,8 и 14,8;
на левый борт —19,5 и 14,35; на правый борт—27,3 и 12,5 м
соответственно.
На машинах на базе Т-70 водитель имел
перископический смотровой прибор с обзором 90° по
горизонтали. Командир, располагавшийся в башне,
вел наблюдение через телескопический прицел, а
на Т-90 и поверх стенок башни.
Двигатель — серийный, но предусматривалась
установка и форсированных до 85 л. с. (при 3600 об/мин)
моторов. Сцепление двухдисковое сухое. Бортовые
фрикционы многодисковые сухие. Коробка передач
механическая — четыре скорости вперед, одна —
назад.
Проводились только испытания стрельбой.
Ходовые испытания были излишни, поскольку
характеристики базовых машин были хорошо
известны.
Результаты стрельб были таковы:
Танк Т-90 |
Танк Т-70 (зен.) |
1. Полная возможность ведения
прицельного зенитного и наземного огня. |
1. Прицельная стрельба по воздушным и
наземным цепям невозможна, ввиду недостаточной
уравновешан-ности качающейся части пулеметов. |
2. Работа и устранение задержек
удобны. |
2. Не удобны. |
3. Ручная перезарядка стесняет
стрелка, т. к. станок поднят близко к пулеметам. |
3. При стрельбе под углом более 60°
наведение на цель затруднено. Размещение
поворотного механизма неудобно. |
4. Переход от от зенитной стрельбе к
наземной и наоборот быстрый. |
4. То же. |
5. Недостаточна скорость
горизонтального наведения. |
5. Скорость горизонтального
наведения неудовлетворительна. |
6. Скорость вертикального наведения
удовлетворительна. |
6. То же. |
|
Кроме того, отмечались частые задержки
пулеметов при стрельбе.
"Акт комиссии по сравнительным испытаниям
стрельбой 12,7-мм пулемета на танках Т-90, Т-70 и Т-60”
(сентябрь 1942 г.) содержал следующие выводы:
- Установка ДШКТ в Т-90 позволяет отражать
воздушные атаки на стоянке и на марше и бороться
с огневыми точками.
- Испытания стрельбой и пробегом показали
достаточную прочность и надежность Т-90.
- Кучность и меткость стрельбы оказались у Т-90
ниже возможных и неудовлетворительными у Т-70
(зен.).
- Пользоваться механизмами наведения Т-90 удобно,
у Т-70 (зен.) — неудобно.
- Нецелесообразна переделка серийных башен Т-70, т.
к. объем переделок приближается к изготовлению
новой башни. Конструкция серийной башни не
обеспечивает удовлетворительного управления
огнем. Большие габариты и вес штатной башни Т-70 не
позволяют достичь необходимой маневренности
огнем.
- Следует увеличить скорость горизонтальной
наводки у Т-90 до 10° на один оборот маховичка.
- Увеличить боекомплект Т—90 до 1500 патронов в
магазинах и цинках.
- Башня Т-90 с небольшими конструктивными
изменениями может быть установлена в танке Т—60.
Отмечено, что бронезащита — маска пулеметов на
Т-90 защищает стрелка от пулевых поражений. На Т-70
(зен.) из-за большого отверстия для прицела такая
защита не обеспечивается. Кроме того, Т-90 был
оснащен приемопередающей радиостанцией 9Р,
размещенной на полу башни. Боеукладка находилась
по левому борту.
Комиссия отдала явное предпочтение Т-90, но
отметила необходимость значительной доводки
машины до требуемых условий. Однако работы по
созданию пулеметной ЗСУ были оставлены ввиду
малой мощности и низкой меткости огня спарки
крупнокалиберных пулеметов.
На заводе №37 и ГАЗ уже велись работы по
созданию ЗСУ—37 на несколько измененной базе Т-70.
Эта система оказалась более устойчива, имела
большую досягаемость по высоте и значительно
более мощный снаряд. Правда, ЗСУ-37 на вооружение
поступили лишь в конце войны.
Работы по пулеметным ЗСУ имели все же и
положительный результат: разработанные для Т-70
(зен.) башни с крышей под спарку ДШК были
несколько улучшены и устанавливались на
бронекатерах и бронепоездах.
Тактико-технические
характеристики ЗСУ Т-90 |
Боевая масса, кг |
9300 |
погрузочный вес, кг |
8640 |
Экипаж, чел |
2 |
Габаритные размеры, мм: |
|
длина |
4285 |
ширина |
2420 |
высота |
1925 |
Клиренс, мм |
300 |
Среднее удельное давление на грунт,
кг/см2 |
0,63 |
Вооружение |
2 х 12,7-мм ДШКТ |
Боекомплект |
480 патронов (16 магазинов) |
Бронирование корпуса, в мм (угол
наклона к вертикали) лоб: |
|
верхний лист |
35 (60°) |
нижний |
45 (30°) |
борт |
15(0°) |
Крыша корпуса |
10 |
днище: |
|
передний лист |
15 |
средний |
10 |
задний |
6 |
кормовой нижний лист корпуса |
25 (45°) |
кормовой лист крыши |
15 (75°) |
Стенки башни |
35 (30°) |
Двигатели бензиновые ГАЗ-203 |
2 х 70 л. с. |
Максимальные скорости, км/ч: |
|
на первой передаче |
7 |
на второй |
15 |
на третьей |
26 |
на четвертой |
45 |
Задняя скорость, км/ч |
5 |
Топливных бака |
2 х 220 л |
Запас хода, км: по шоссе |
330 |
по грунтовой дороге |
250 |
Игорь Шмелев |