Без преувеличения можно утверждать,
что тяжелый танк ИС-2 ведет свою родословную от
танков КВ-1 и КВ-13: первый танк достаточно хорошо
известен; о втором до настоящего времени можно
было почерпнуть сведения, порой противоречивые,
лишь из двух-трех изданий, посвященных истории
СКБ-2 Кировского завода. Поэтому необходимо
рассказать об этой боевой машине поподробнее.
КВ-13 (объект 233) стал первой крупной
самостоятельной работой Опытного танкового
завода, созданного в марте 1942 года в Челябинске
на базе СКБ-2. Ведущим конструктором проекта был
назначен Н.В.Цейц, только что освобожденный из
заключения. В конструкторскую группу входили
также К.И.Кузьмин (корпус), Н.М.Синев (башня),
С.В.Мицкевич (ходовая часть) и Г.Н.Москвин (общая
компоновка). КВ-13 создавался в рамках идеи
универсального танка, соответствовавшего по
массе среднему, а по защите - тяжелому.
Особенностью проекта являлось широкое
применение броневого литья. Литыми были
выполнены не только башня, но и основные элементы
корпуса - носовая часть, подбашенная коробка,
блок кормы корпуса. Это позволило уменьшить
внутренние неиспользуемые объемы,
дифференцировать бронезащиту и в итоге
сократить потребность в бронелисте. Последнее
обстоятельство было весьма важным, особенно в
свете распоряжения ГКО от 23 февраля 1942 года,
которым предписывалось всячески экономить
броневой прокат.
Спроектировали и изготовили первый
образец машины в чрезвычайно короткие сроки, и в
мае 1942 года он поступил на заводские испытания.
Масса танка составляла 31,7 т. Вооружение - 76-мм
пушка ЗИС-5 и спаренный пулемет ДТ. Толщина
лобовой брони корпуса достигала 120, а башни - 85 мм.
Двигатель В-2К максимальной мощностью 600 л.с.
позволял развивать скорость до 55 км/ч. Элементы
ходовой части, включая гусеницу, взяли у Т-34, а
опорные катки позаимствовали от КВ. На КВ-13 был
применен подковообразный усовершенствованный
радиатор по типу установленного ранее на легком
танке Т-50 (вариант Кировского завода), что дало
возможность более плотно скомпоновать моторное
отделение и значительно повысить коэффициент
использования воздуха, нагнетаемого
вентилятором. Оригинальной конструкции
девятискоростная коробка передач с тройным
демультипликатором устанавливалась соосно с
планетарными бортовыми редукторами.
Испытания первого образца КВ-13 выявили
ряд недостатков - трудность обеспечения
разгонных характеристик коробки передач,
разрушение опорных катков и траков ходовой
части, спадание гусениц на поворотах и т.д. В
разгар испытаний в июле 1942 года скоропостижно
скончался Н.В.Цейц, и ведущим конструктором по
машине был назначен Н.Ф.Шашмурин. По его
инициативе на КВ-13 установили коробку передач,
разработанную Ф.А.Маришкиным для KB-1с, и узлы
ходовой части от этого танка. Однако и в таком
виде танк испытаний не выдержал, после чего
интерес заказчика к нему заметно уменьшился.
Несмотря на это, на Опытном танковом заводе с
декабря 1942 года началась сборка, впрочем
довольно вялая, двух новых вариантов танка КВ-13.
От первого образца для этих машин
позаимствовали разве что корпус, торсионную
подвеску и пятикатковую ходовую часть. Башни и
многие другие агрегаты спроектировали заново.
Особенностью трансмиссии стали двухступенчатые
планетарные механизмы поворота, разработанные
А.И.Благонравовым. Была усовершенствована
система охлаждения, в гусеничном движителе
использовались только агрегаты танка KB-1с, при
этом гусеничную цепь облегчили за счет
применения нечетных безгребневых траков.
Самое непосредственное влияние на
темпы изготовления этих машин оказало появление
осенью - зимой 1942-1943 годов на советско-германском
фронте новых немецких тяжелых танков "Тигр".
Постановлением ГКО № 2943сс от 24 февраля 1943 года
Челябинскому Кировскому заводу и заводу № 100
НКТП (так к этому времени стал именоваться
Опытный танковый завод) предписывалось
изготовить и предъявить на госиспытания два
опытных образца танков "Иосиф Сталин" - ИС. В
качестве исходных для них и были взяты последние
варианты КВ-13. При этом первый, вооруженный 76-мм
пушкой ЗИС-5, получил обозначение ИС-1 с
сохранением заводского индекса "объект 233",
а второй, со 122-мм танковой гаубицей У-11 в башне,
заимствованной у опытного тяжелого танка КВ-9, -
ИС-2 (объект 234).
Испытания обеих машин проводились в
период с 22 марта по 19 апреля 1943 года и прошли в
целом удачно. Комиссия признала, что в результате
более плотной компоновки, чем у КВ-1с, танки ИС
имеют при меньшей массе более сильное
бронирование и более высокую скорость движения
при равноценном с ним вооружении у ИС-1 и более
мощном у ИС-2. Однако отмечались и серьезные
дефекты, главным образом в
моторно-трансмиссионной установке и ходовой
части. На мягком грунте танки испытывали большое
сопротивление движению за счет прогиба звеньев
гусеницы в межкатковое пространство-большее, чем
у КВ-1с. Комиссия рекомендовала предусмотреть на
следующих образцах ИС увеличение числа опорных
катков.
Параллельно с испытаниями на ЧКЗ, на
заводе № 100 и основных предприятиях-смежниках -
УЗТМ и заводе № 200 - полным ходом развернулась
подготовка к серийному производству новых
боевых машин. Но дальнейшие события заставили
внести в нее весьма существенные коррективы. В
начале апреля были получены достоверные данные о
броневой защите "Тигра", и уже 15 апреля вышло
постановление ГКО № 3187сс, которое обязывало
Наркомат вооружения создать мощные танковые
пушки, способные бороться с новой техникой врага.
В конце апреля на НИИБТПолигоне в
подмосковной Кубинке расстрелу из различных
артсистем подвергли единственный трофейный
"Тигр". В результате выяснилось, что
наиболее эффективное средство борьбы с ним - 85-мм
зенитная пушка 52-К обр.1939 г., которая с дистанции
до 1000 м пробивала его 100-мм броню. Постановление
ГКО № 3289сс от 5 мая 1943 года "Об усилении
артиллерийского вооружения танков и самоходных
установок" ориентировало конструкторские
бюро на баллистику этой пушки. В соответствии с
этим постановлением Центральному
артиллерийскому конструкторскому бюро - ЦАКБ
(начальник - В.Г.Грабин) и КБ завода № 9 (главный
конструктор Ф.Ф.Петров) предписывалось
разработать и установить на двух танках КВ-1с и
двух опытных танках ИС 85-мм пушки с баллистикой
зенитного орудия 52-К.
В первой половине июня все четыре
пушки -две С-31 ЦАКБ и две Д-5Т завода № 9 - были
готовы. С-31 разработали путем наложения 85-мм
ствола на люльку 76-мм серийной танковой пушки
ЗИС-5, что могло существенно облегчить ее
производство. Что касается Д-5Т, то она
представляла собой вариант пушки Д-5С,
разработанной для самоходно-артиллерийской
установки СУ-85, и отличалась малой массой и
небольшой длиной отката.
Уже в ходе эскизных
проработок компоновки танка ИС с 85-мм пушкой
выяснилось, что при диаметре башенного погона в
свету 1535 мм установить такое орудие без резкого
ухудшения условий работы экипажа не
представляется возможным. Поэтому погон решили
расширить до 1800мм за счет увеличения объема
боевого отделения и, соответственно, длины танка
на 420 мм. Поскольку длина корпуса между вторым и
третьим опорными катками существенно возросла, в
ходовую часть танка пришлось добавить шестой
опорный каток (на каждый борт). Под увеличенный
диаметр погона на заводе № 200 отлили новую башню.
Все эти изменения привели к росту массы танка до
44 т, снижению удельной мощности и ухудшению
динамических характеристик. Такова была плата за
более мощное вооружение. Танк с 85-мм пушкой
получил обозначение объект 237. Два опытных ИСа, №1
-с пушкой С-31 и № 2- с Д-5Т, были готовы в начале июля
1943 года.
Одновременно с работой над объектом 237
на ЧКЗ изготовили и два эскизных проекта
установки 85-мм пушки на танк KB-1с. Первый вариант -
объект 238 - представлял собой серийный КВ-1с с
пушкой С-31 в штатной башне, второй - объект 239 -
получил башню от объекта 237 с пушкой Д-5Т.
В июле 1943 года проходили сравнительные
испытания всех четырех танков. На основании
полученных результатов предпочтение отдали
пушке Д-5Т и объектам 237 и 239, которые с этого
момента начали именоваться ИС-85 и КВ-85
соответственно. Из-за крайней стесненности
боевого отделения и невозможности нормальной
работы в нем экипажа объект 238 забраковали.
31 июля в Кубинку на НИИБТПолигон для
прохождения госиспытаний прибыли танки КВ-85 и
ИС-85. Технику сопровождали 28 специалистов во
главе с главным инженером завода № 100 Н.М.Синевым.
Испытания начались 2 августа и проводились
комиссией под председательством начальника
Технического управления ГБТУ Красной Армии
генерал-майора С.А.Афонина. Артиллерийские
испытания проходили на Гороховецком
артиллерийском полигоне. По их результатам
комиссия рекомендовала оба образца к принятию на
вооружение. Затем танки разместили на станции
Черкизово в цехах эвакуированного завода № 37. 8
августа колонна опытных боевых машин прошла по
улицам Москвы в Кремль, где они были осмотрены
Сталиным, Молотовым, Ворошиловым, Берия,
Федоренко, Малышевым и др. Интересно отметить,
что перед показом из машин удалили всех членов
экипажа (за исключением механиков-водителей),
заменив их сотрудниками НКВД.
4 сентября 1943 года постановлением ГКО
№ 4043сс тяжелый танк ИС-85 приняли на вооружение
Красной Армии. Этим же постановлением Опытный
завод № 100 обязывали спроектировать, изготовить
и испытать совместно с Техуправлением ГБТУ до 15
октября 1943 года танк ИС, вооруженный пушкой
калибра 122 мм, а до 1 ноября - на его базе
артсамоход ИС-152.
Из сказанного следует, что вопреки
широко распространенной в литературе версии
танк ИС-2 со 122-мм пушкой и артсамоход ИСУ-152 в ходе
вышеупомянутого показа Сталину не
демонстрировались. За ИС-2, по-видимому, авторы
принимали ИС № 2 (то есть вооруженный пушкой Д-5Т)
и САУ СУ-152 (КВ-14), но с усовершенствованной
системой вентиляции боевого отделения.
Стоит отметить, что госкомиссия
разработала ряд предложений по
усовершенствованию конструкции танка ИС, часть
из которых - под явным влиянием зарубежного
опыта. К последним относятся предложения
спроектировать и испытать гидравлический
механизм поворота башни и турельную
зенитно-пулеметную установку на люке
командирской башенки, разработать установку в
башне казнозарядного 50мм миномета для
самозащиты и запуска сигнальных ракет.
Предлагалось также спроектировать люльку,
пригодную для установки 85-, 100-, 122- и 152-мм пушек.
Первым идею вооружения ИСа орудием
более крупного калибра, чем 85 мм, высказал
директор и главный конструктор завода № 100
Ж.Я.Котин. В начале августа 1943 года, изучая итоги
Курской битвы, он обратил внимание на то, что из
всех артсистем наиболее успешно боролась с
"тиграми" 122-мм корпусная пушка обр.1931/37 г.
(А-19). К такому же выводу пришли и конструкторы
завода № 9, где был разработан и изготовлен
опытный образец тяжелого противотанкового
орудия Д-2 путем наложения ствола с баллистикой
пушки А-19 на лафет 122-мм дивизионной гаубицы М-30.
Использовать это мощное орудие предполагалось в
первую очередь для борьбы с тяжелыми танками
противника. Но коль скоро ствол такой пушки был
вмонтирован в люльку и лафет М-30 и орудие Д-2
успешно прошло испытания, реальной стала идея
установки ствола А-19 в тяжелый танк с применением
круглой люльки, противооткатных устройств и
подъемного механизма от опытной танковой 122-мм
гаубицы У-11, как это было сделано при создании
85-мм пушек Д-5Т и Д-5С. Правда, это было возможно
только при условии введения в конструкцию орудия
дульного тормоза.
Получив с завода № 100 необходимую
документацию, в КБ завода № 9 быстро выполнили
эскизный проект компоновки А-19 в башне танка ИС-85,
который Ж.Я.Котин повез в Москву. Он очень
понравился наркому танковой промышленности
В.А.Малышеву и был одобрен И.В.Сталиным.
Постановлением ГКО № 4479сс от 31 октября 1943 года
танк ИС со 122-мм пушкой был принят на вооружение
Красной Армии. При этом заводу № 9 предписывалось
изготовить к 11 ноября 1943 года танковый вариант
орудия А-19 с поршневым затвором и предъявить его
на испытания стрельбой к 27 ноября. Одновременно
приказывалось оснастить это орудие клиновым
затвором и начать его выпуск с 1944 года. Было
разрешено также и изготовление опытных образцов
100-мм пушек для вооружения танка ИС.
Первый образец пушки "А-19
танковая" изготовили 12 ноября - в люльку Д-5Т
установили ствол пушки Д-2, снятый с лафета М-30, с
дополнительной обточкой его направляющей части
до диаметра люльки; с орудия Д-2 позаимствовали и
Т-образный дульный тормоз.
Государственные испытания танка ИС-122
(объект 240) прошли очень быстро и, в общем, успешно.
После чего его перебросили на один из
подмосковных полигонов, на котором из 122-мм пушки
с дистанции 1500 м в присутствии К.Е.Ворошилова был
сделан выстрел по пустому уже расстрелянному
трофейному немецкому танку "Пантера".
Снаряд, пробив бортовую броню развернутой вправо
башни, уда
рил в противоположный лист, оторвал
его по сварке и отбросил на несколько метров. В
ходе испытания у пушки А-19 разорвало Т-образный
дульный тормоз, при этом Ворошилов едва не погиб.
После этого дульный тормоз заменили на другой -
двухкамерный, немецкого типа.
Первые серийные танки ИС-85 были
изготовлены в октябре 1943 года, а ИС-122 - в декабре.
Параллельно со сборкой ИСов в цехах ЧКЗ вплоть до
конца года продолжался выпуск танков КВ-85. В
январе 1944 года цехи ЧКЗ покинули последние 40 ИС-85,
после чего из его ворот во все возрастающих
количествах выходили только ИС-122, оснащенные уже
новым 122-мм орудием Д-25Т с клиновым
полуавтоматическим затвором, за счет которого
удалось немного повысить скорострельность (с 1 -
1,5 до 1,5-2 выстр/мин). С марта 1944 года дульный тормоз
немецкого типа заменили более эффективным -
конструкции ЦАКБ. С этого же времени танки ИС-85
были переименованы в ИС-1, а ИС-122-в ИС-2. Однако вопрос вооружения
танка ИС-2 не был закрыт полностью. Военных не
устраивали ни низкая скорострельность, ни малый
боекомплект - 28 выстрелов раздельного заряжания -
нового тяжелого танка. Для сравнения:
боекомплект ИС-1 состоял из 59 выстрелов, а КВ-1с -
из 114. Кроме того, уже после первых столкновений
ИС-2 с тяжелыми танками противника выяснилось,
что штатный 122мм остроголовый бронебойный снаряд
БР-471 способен пробить лобовую броню
"Пантеры" лишь с дистанции 600-700 м. Более
слабая лобовая броня "Тигра" поражалась с
расстояния 1200 м, но попасть с такой дистанции в
немецкий танк могли только хорошо
подготовленные опытные наводчики. При обстреле
немецких танков мощными осколочно-фугасными
гранатами ОФ-471 у ИС-2 имело место растрескивание
сварных швов и даже отрыв лобового листа по
сварке. Первые результаты боевого их
использования, подтвердившиеся, кстати сказать,
и стрельбовыми испытаниями танка на полигоне в
Кубинке в январе 1944 года, заставили
конструкторов искать новые решения.
27 декабря 1943 года вышло постановление
ГКО № 4851 о вооружении танка ИС пушками большой
мощности, и с февраля 1944 года началось
проектирование трех машин - ИС-3, ИС-4 и ИС-5 (не
путать с одноименными послевоенными танками).
Танк ИС-3 (объект 244) представлял собой
танк ИС-1 с установленной вместо штатного орудия
пушкой большой мощности Д-5Т-85БМ с начальной
скоростью снаряда 900 м/с. Монтаж пушки никаких
переделок за собой не повлек, поскольку все
установочные размеры остались прежними. На
объекте 244 испытывался новый ломающийся
телескопический прицел ПТ-8, а также ряд опытных
узлов двигателя и трансмиссии, в частности -
синхронизаторы 3 - 4-й и 7 - 8-й передач, которые
позволяли сократить время на их переключение и
облегчали управление машиной. Испытания 244-го
продолжались до конца марта 1944 года и
закончились неудачей по причине недостаточной
прочности ствола орудия.
Танки ИС-4 и ИС-5 более известны под
своим первоначальным индексом ИС-100. Решение ГКО
предусматривало изготовление только одного
танка, вооруженного 100-мм орудием С-34 ЦАКБ с
баллистикой морской пушки Б-34. Однако установка
такого орудия требовала перекомпоновки боевого
отделения и отливки новой башни, что не слишком
понравилось ни танкостроителям, ни военным. В
этот момент свою 100-мм пушку для ИСа предложило
ОКБ завода № 9. Как и 85-мм Д-5Т, новое орудие,
получившее индекс Д-10Т, было разработано на базе
самоходной пушки того же калибра. В отличие от С-34
оно устанавливалось в штатную башню без особых
переделок. С 12 марта по 6 апреля 1944 года танк ИС-4
(объект 245) проходил государственные полигонные
испытания, которые он не выдержал и был возвращен
на завод для доработки полуавтоматики пушки и
некоторых других элементов. В результате на танк
установили пушку Д-10Т с новой полуавтоматикой,
более мощный вентилятор боевого отделения,
изменили наклон боеукладки в нише башни и т.д.
Пушка имела начальную скорость снаряда 900 м/с. В
боекомплект входили 30 унитарных выстрелов с
бронебойными и осколочно-фугасными снарядами
массой 15,6 кг.
Пушка С-34 поступила с завода № 92 на
завод № 100 не 20 февраля, как это
предусматривалось планом, а лишь в начале апреля
1944 года. Затянулось и изготовление новой башни. В
отличие от своего конкурента, ИС-5 имел
перевернутую маск-установку, из-за необходимости
размещения наводчика справа. На правую сторону
башни была перенесена и командирская башенка с
рабочим местом командира танка. Заряжающий в
этой машине располагался слева от орудия. Помимо
трех членов экипажа в башне планировалось
разместить также механический досылатель, а
впоследствии установить стабилизатор прицела. В
результате всех этих доводок тяжелый танк ИС-5
(объект 248) был изготовлен заводом № 100 только в
июне 1944 года.
С 1 по 6 июля на Гороховецком полигоне
проходили совместные испытания танков ИС-4 и ИС-5,
в ходе которых военные отвергли первый и
предложили доработать второй. К октябрю в башне
ИС-5 появился досылатель и прицел,
стабилизированный в вертикальной плоскости.
Боекомплект довели до 39 выстрелов. Место
командира перенесли еще дальше к правому борту,
дабы откатывающаяся при выстрелах казенная
часть пушки не могла его задеть. Испытания
подтвердили значительно возросшие боевые
качества танка. По скорострельности он
значительно превосходил все известные тяжелые
танки, не было ему равных и по бронепробиваемости
снарядов и точности стрельбы с ходу. Однако
развертывание серийного производства тяжелого
танка со 100-мм пушкой сочли нецелесообразным.
Конструкторам-артиллеристам было предложено
разработать для 122-мм пушки Д-25Т новый снаряд с
большей бронепробиваемостью. Такой снаряд,
бронебойный тупоголовый с баллистическим
наконечником БР-471Б, появился весной 1945 года, но в
боекомплекты тяжелых танков начал поступать
практически уже после войны.
Впрочем, с осени 1944 года вопрос об
увеличении бронепробиваемости снарядов отпал
сам собой. Пушка Д-25Т внезапно начала прекрасно
поражать немецкие танки. В донесениях из частей
встречались описания случаев, когда 122-мм снаряд
БР-471, пущенный с дистанции более 2500 м,
рикошетируя от лобовой брони "Пантеры",
оставлял в ней громадные проломы. Это
объяснялось тем, что с лета 1944 года немцы, ввиду
острого недостатка марганца, начали
использовать высокоуглеродистую броню,
легированную никелем и отличавшуюся повышенной
хрупкостью, особенно в местах сварных швов.
Первые боевые столкновения с танками
противника выявили и недостаточное бронирование
лобовой части корпуса ИСов. В начале 1944 года
бронестойкость корпуса пытались повысить,
закаливая его на очень высокую твердость, но на
практике это привело к резкому увеличению
корпусных деталей. При обстреле на полигоне
танка ИС выпуска марта 1944 года из 76-мм пушки ЗИС-3
с дистанции 500 - 600 м его броня проламывалась со
всех сторон, причем основная часть бронебойных
снарядов за броню не проникала, но вызывала
образование больших масс вторичных осколков.
Этим фактом также во многом объясняются
значительные потери танков ИС-85 и ИС-122 в боях
зимы - весны 1944 года. Варианты дульных тормозов
пушки Д-25Т В феврале 1944 года ЦНИИ-48 получил
задание на проведение НИР по теме
"Исследование бронестойкости корпуса
тяжелого танка ИС". Проведенная работа
показала, что при существующей форме лобовой
части корпуса он будет гарантирован от пробития
немецкими 75- и 88-мм снарядами лишь в случае
применения брони толщиной не менее 145- 150 мм (то
есть на 20 - 30 мм больше штатной). По рекомендации
ЦНИИ-48 были изменены режимы закалки, а также
конструкция лобовой части корпуса.
Новый корпус, с так называемым
"спрямленным" носом, сохранил прежнюю
толщину брони. Из лобового листа изъяли
люк-пробку механика-водителя, существенно
снижавшую его прочность. Сам лист расположили
под углом 60° к вертикали, что обеспечило при
курсовых углах обстрела ±30° непробитие его из
88-мм немецкой танковой пушки KwK 36 даже при
стрельбе в упор. Уязвимым местом оставался
нижний лобовой лист, имевший угол наклона 30° к
вертикали. Для придания ему большего угла
наклона требовалось существенное изменение
конструкции отделения управления. Однако,
учитывая, что вероятность попадания в нижний
лобовой лист меньше, чем в другие части корпуса,
его решили не трогать. С целью усиления
бронезащиты нижнего лобового листа с 15 июля 1944
года на нем между буксирными крюками начали
размещать укладку запасных траков.
"Уралмашза-вод" перешел на выпуск
бронекорпу-сов со "спрямленным" сварным
носом в мае 1944 года, а завод № 200 начал выпускать
такие же корпуса, но с литым носом с июня 1944 года.
Впрочем, некоторое время танки со старыми и
новыми корпусами выпускались параллельно, до
полного израсходования задела.
Бронепробиваемость
122-мм снарядов* |
|
Дальность, м |
500 |
1000 |
2000 |
БР-471 |
150/122 |
138/113 |
118/96 |
БР-471Б |
157/128 |
147/120 |
129/105 |
* В числителе
указана толщина пробиваемой брони
при угле встречи 90 град, в знаменателе - при угле
встречи 60 град. |
|