Компоновка тяжелого танка ИС -
классическая, с кормовым расположением
трансмиссии.
Отделение управления располагалось в
носовой части корпуса. В нем размещались сиденье
механика-водителя, два топливных бака, приводы
управления танком, контрольные приборы, два
баллона со сжатым воздухом, центральный
топливный кран, ручной топливный насос, кнопка
электроспуска курсового пулемета и часть ЗИП. За
сиденьем механика-водителя в днище имелся
аварийный люк.
Боевое отделение располагалось за
отделением управления и занимало среднюю часть
корпуса танка. Здесь находились сиденья
заряжающего, командира башни (наводчика),
командира танка, а также курсовой пулемет,
основная часть боекомплекта, аккумуляторные
батареи, обогреватели, ВКУ и часть ЗИП. По днищу
боевого отделения проходили тяги приводов
управления танком.
Над боевым отделением на двухрядной
шариковой опоре устанавливалась башня, в которой
размещались пушка и два пулемета, прицелы и
приборы наблюдения, часть боекомплекта,
радиостанция, механизмы поворота башни,
вентилятор боевого отделения и часть ЗИП.
Моторное отделение шло за боевым через
перегородку. В середине его на кронштейнах
устанавливался двигатель. По обе стороны от него,
по бортам, находились: справа - топливный, слева -
масляный баки; над ними - масляные радиаторы, а в
передней части моторного отделения, по бортам, -
воздухоочистители "мультициклон".
Трансмиссионное отделение
располагалось в кормовой части танка. В нем
размещались главный фрикцион, центробежный
вентилятор, коробка передач, планетарные
механизмы поворота и бортовые передачи. В
перегородке между моторным и трансмиссионным
отделениями, над вентилятором, устанавливались
водяные радиаторы.
КОРПУС танка представлял
собой жесткую броневую сварную коробку из литой
и катаной брони. Литые детали корпуса - носовая
часть и подбашенная коробка. Днище, борта, корма и
крыша корпуса - катаные.
В верхнем лобовом листе был
смонтирован смотровой люк-пробка
механика-водителя. В передней части крыши
корпуса имелись два перископических смотровых
прибора, предназначавшихся для наблюдения за
местностью при закрытом люке-пробке. Доступ в
отделение управления был возможен только через
люки башни.
В подбашенную коробку вваривался
подбашенный пояс, к которому крепился нижний
погон башни. Углубленное расположение этого
пояса исключало возможность ее заклинивания.
К нижним вертикальным бортовым листам
корпуса снаружи с обеих сторон приваривались
шесть кронштейнов торсионных валов, шесть упоров
для ограничения хода опорных катков, по три бонки
для крепления поддерживающих катков и по две
бонки для грязеочистителей, цапфа и стопор для
монтажа натяжного механизма. В задней части
корпуса крепился картер бортовой передачи.
Корма корпуса состояла из трех
наклонных листов - верхнего, среднего и нижнего.
При этом средний лист был выполнен откидным на
петлях, верхний - съемным, а нижний приваривался к
бортам и днищу корпуса.
В мае 1944 года носовая часть корпуса
была изменена, при этом люк-пробку
механика-водителя заменили смотровой щелью со
стеклоблоком.
БАШНЯ - литая, обтекаемой
формы. В ее лобовой части имелась амбразура,
закрываемая подвижной бронировкой с тремя
отверстиями для пушки, спаренного с ней пулемета
и телескопического прицела. В задней части башни
с левой стороны находился прилив, где крепилась
шаровая установка кормового пулемета. По бортам
башни имелись лючки для стрельбы из личного
оружия, закрываемые броневыми заглушками.
В крышу была вварена командирская
башенка с входным люком и шестью смотровыми
щелями. Справа от командирской башенки имелся
люк для посадки и высадки экипажа.
Башня приводилась во вращение
электрическим поворотным механизмом или
вручную. При работе электропривода максимальная
скорость поворота башни достигала 2,4 об/мин.
ВООРУЖЕНИЕ. На ИС-1
устанавливалась 85-мм пушка Д-5Т (или Д-5-Т85) с
длиной ствола 48,8 калибра (по другим данным - 52
калибра). Масса пушки - 1530 кг. Предельная длина
отката - 320 мм. Вертикальная наводка - в пределах
от -5°до +25°. Пушка имела клиновой затвор и
полуавтоматику копирного типа. Противооткатные
устройства пушки состояли из гидравлического
тормоза отката и гидропневматического накатника
и располагались над стволом: с правой стороны -
накатник, с левой - тормоз отката.
Выстрел из пушки производился
электроспуском, кнопка которого находилась на
рукоятке маховика подъемного механизма.
В танке устанавливались три 7,62-мм
пулемета ДТ, из них два в башне и один курсовой - в
корпусе. Один из пулеметов, размещенных в башне,
был спарен с пушкой, другой - смонтирован в
шаровой установке в кормовом листе. Курсовой
пулемет жестко закреплялся параллельно оси
танка в вваренном в корпус патрубке.
Для ведения стрельбы прямой наводкой
из пушки Д-5Т и спаренного с ней пулемета
применялись телескопический прицел ЮТ-15 и
перископический прицел ПТ4-15. Для стрельбы по
закрытым целям пушка оборудовалась боковым
уровнем.
На кормовом пулемете
предусматривалась установка снайперского
оптического прицела типа ПУ. Схема бронирования танка ИС-2
позднего выпуска 1944 года Боекомплект ИС-1 состоял из 59
выстрелов (унитарные патроны 53-УО-365 с осколочной
гранатой и 53-УБР-365 с бронебойно-трассирующим
снарядом) и 2520 патронов к пулеметам.
Выстрелы укладывались в башне, в
корпусе сзади передних топливных баков, в
подбашенной коробке и в ящиках на днище боевого
отделения.
На танке ИС-2 устанавливалась 122мм
пушка Д-25Т с длиной ствола 48 калибров (с дульным
тормозом). Масса пушки 2420 кг. Предельная длина
отката 570 мм, вертикальная наводка от -3° до +20°.
Затвор клиновой, с полуавтоматикой
механического типа. Пушки первых выпусков имели
поршневой затвор, заимствованный у 122-мм
корпусной пушки обр.1931/37 г. (А-19). Противооткатные
устройства пушки Д-25Т такого же типа, как и у Д-5Т,
были лишь несколько удлинены с целью уменьшения
разогрева жидкости при стрельбе.
Выстрел производился электроспуском
или, в случае его неисправности, ручным
механическим спуском.
Помимо трех пулеметов ДТ,
расположенных как на ИС-1, на части танков ИС-2 на
кронштейне, закрепленном на подвижном погоне
командирской башенки, размещался 12,7-мм пулемет
ДШК обр. 1938 г. Башня танка:
1 - рым, 2 - прилив для установки кормового
пулемета, 3 - отверстие для стрельбы из личного
оружия, 4 -командирская башенка, 5 - отверстие для
вывода антенны, 6-замок посадочного люка, 7
-торсионный валик, 8 - отверстие для установки
перископического прицела ПТ4-15 (ПТ4-17) или прибора
наблюдения MK-IV, 9 - отверстие для установки
прибора наблюдения MK-IV, 10 - броневой колпак
вентиляционного люка, 11 - крышка люка. Танк ИС-2 оснащался телескопическим
прицелом ЮТ-17 и перископическим прицелом ПТ4-17. С
весны 1944 года вместо прицела ПТ4-17 устанавливался
прибор наблюдения MK-IV.
Боекомплект пушки Д-25Т состоял из 28
артвыстрелов раздельного заряжания 53-ВОФ-471 с
осколочно-фугасными снарядами и 53-ВБР-471 с
бронебойно-трассирующими. Боекомплект пулеметов
ДТ-2331 патрон, пулемета ДШК - 250 патронов. Все
снаряды находились в кормовой нише башни в
четырех укладках, а снарядные гильзы - в башне, на
бортах и днище боевого отделения и в подбашенной
коробке.
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
На танке ИС устанавливался
12-цилиндровый четырехтактный бескомпрессорный
дизель В-2ИС (В-2-10) мощностью 520 л.с. при 2000 об/мин.
Диаметр цилиндра 150 мм. Ход поршней левой группы
180 мм, правой - 186,7 мм. Цилиндры располагались
V-образно под углом 60°. Степень сжатия 14 - 15. Масса
двигателя 1000 кг.
Топливо-дизельное, марки ДТ или
газойль марки "Э" по ОСТ 8842. Общая емкость
трех топливных баков 520 л. Еще 300 л перевозилось в
трех наружных баках, не подключенных к системе
питания. Подача топлива принудительная, с
помощью двенадцатиплунжерного топливного
насоса НК-1.
Система смазки - циркуляционная, под
давлением. Циркуляция масла осуществлялась
шестеренчатым трехсекционным масляным насосом
(одна секция нагнетающая, две откачивающие). В бак
системы смазки был встроен циркуляционный бачок,
обеспечивавший быстрый прогрев масла и
возможность пользоваться методом разжижения
масла бензином.
Система охлаждения-жидкостная,
закрытая, с принудительной циркуляцией.
Радиаторов-два, пластинчато-трубчатых,
подковообразной формы, установленных над
центробежным вентилятором. Для подогрева
охлаждающей жидкости к системе подключались два
бачка калорифера устройства термосифонного
обогрева. Они подогревались керогазами.
Для очистки воздуха, поступающего в
цилиндры двигателя, на танке устанавливались два
воздухоочистителя марки ВТ-5 типа
"мультициклон". В головки
воздухоочистителей были встроены форсунки и
запальные свечи для подогрева всасываемого
воздуха зимой.
Пуск двигателя осуществлялся
инерционным стартером, имевшим ручной и
электрический привод, или с помощью баллонов со
сжатым воздухом.
Трансмиссия состояла из
многодискового главного фрикциона сухого трения
(сталь по ферродо), коробки передач, планетарных
механизмов поворота и бортовых передач.
Коробка передач - четырехходовая,
восьмискоростная, с демультипликатором.
Механизмы поворота - двухступенчатые,
планетарные, с блокировочными фрикционами,
расположены на концах главного вала коробки
передач. Бортовые передачи - двухступенчатые, с
планетарным рядом. Соединение механизмов
поворота с бортовыми передачами осуществлялось
при помощи зубчатой муфты полужесткого
соединения.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ танка
применительно к одному борту состояла из шести
сдвоенных литых опорных катков диаметром 550 мм.
Подвеска - индивидуальная торсионная.
Ведущие колеса заднего расположения
имели два съемных зубчатых венца по 14 зубьев
каждый. Зацепление цевочное.
Направляющие колеса - литые, с
кривошипным механизмом натяжения гусениц.
Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из
86 одногребневых траков каждая. Траки
штампованные, шириной 650 мм, шаг трака 162 мм.
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ было
выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 24 и
12 В. Источники: генератор ГТ-4563А мощностью 1 кВт,
две аккумуляторные батареи 6-СТЭ-128 емкостью 128 А.ч
каждая. Потребители: электромотор инерционного
стартера СА-189 мощностью 0,88 кВт, электромотор
поворота башни, радиостанция и ТПУ, электромотор
вентилятора, контрольные приборы, лампы
освещения шкал и перекрестий прицелов, приборы
звуковой сигнализации, аппаратура внутреннего и
внешнего освещения, электроспуски пушки и
пулеметов.
СРЕДСТВА СВЯЗИ. Все танки ИС
оснащались приемопередающей симплексной
телефонно-телеграфной радиостанцией ЮР или 10РК и
внутренним переговорным устройством ТПУ-4-бисФ
на четыре абонента.
Дальше|Назад
|