Бронетехника мира    

-->Вы вошли как Гость | Группа "Гости" .Приветствую Вас  Гость 

Главная | Бронетехника | Регистрация | Вход                                                                                         

Суббота, 20.04.2024, 10:29

Меню
Категории раздела
Первые танки [24]
Между войнами [33]
Вторая мировая война [63]
Послевоенное время и современность [61]
Наш опрос
Лучший тяжёлый танк Второй Мировой Войны
Всего ответов: 914
Облако тегов
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Популярные статьи
Бронетехника Румынии
Дивизия СС "Лейбштандарт Адольф Гитлер"
3-я Танковая дивизия СС "Тотенкопф"
2-я танковая дивизия СС "Дас Райх"
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 3
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 2
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 1
Легкие немецкие танки Первой мировой войны
Миномет под именем «Тюльпан»
Крейсерский танк CROMWELL(Англия)
Свежие материалы
3-я Танковая дивизия СС "Тотенкопф"
2-я танковая дивизия СС "Дас Райх"
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 3
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 2
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 1
Дивизия СС "Лейбштандарт Адольф Гитлер"
Краткая история СС
Предыстория и причины появления танков
Германские танки Первой мировой войны.Итоги и уроки
Немецкие проекты 1918 года
Главная » Статьи » Танки » Вторая мировая война

ИС-85
19 февраля 1944г. Бой под Лысянкой.

Уничтожено: четыре танка «Пантера», один «Фердинанд», два средних танка, один «Тигр».

Потери: два — сгорели, три — подбиты.

    Танк № 17 (строевой номер) получил прямое попадание снарядом, выпущенным из танка T-V «Пантера» с дистанции 700 м. Передний наклонный лист не был пробит, а лишь остался срез на броне глубиной 15 мм. Вторым снарядом танка T-V приблизительно с этой же дистанции была получена пробоина в правой части подбашенной коробки. С дистанции 400 м третий снаряд после рикошета от левого нижнего среза башни пробил крышу подбашенной коробки возле левой заправочной горловины топливного бака, что повлекло за собой возникновение пожара внутри танка с последующим взрывом боеприпасов. Танк восстановлению не подлежит.

    Танк № 18 получил две сквозные пробоины из танка T-V с дистанции 400 м в правый борт башни, в результате чего сдетонировал оставшийся боекомплект. Танк восстановлению не подлежит. Танк № 13 с дистанции 700 м снарядом от T-V получил сквозную пробоину в правой передней части подбашенной коробки, были повреждены: топливный бак. подъемный механизм пушки, механизм поворота башни. Убит механик-водитель. Другой снаряд, выпущенный из «Пантеры» с этой же дисганции произвел лишь срез на правом борту башни глубиной 40 мм. Кроме того, на левом борту огнем артиллерии были повреждены задний поддерживающий и передний опорный катки. Танк был отправлен в средний ремонт.

    Танк № 19 с дистанции 700 м получил сквозную пробоину люка механика-водителя от снаряда из 75-мм пушки танка T-V. При этом погиб механик-водитель. Второй снаряд, попав в передний нижний левый срез подкрылка, срезал 30 мм брони и произвел разрушение сварного шва в стыке подбашенной коробки и вертикального броневого листа борта. Длина образовавшейся трещины достигала 600 мм. Этим же снарядом при рикошете были сбиты кронштейны переднего и заднего поддерживающих катков- Третий снаряд углубился на 40 мм в броневую защиту маски пушки. Танк был отправлен в средний ремонт.

    Танк № 16 от выстрела из 75-мм пушки танка «Пантера» с дистанции 700 м получил сквозную пробоину в правой нижней носовой части корпуса. Был убит механик-водитель, и танк загорелся. Силами командира танка пожар был быстро потушен. Следующим снарядом был разрушен обод левого направляющего колеса. По неподвижному танку, продолжавшему вести бой, противник усилил огонь. Очередной снаряд, попав в правый нижний вертикальный лист борта, лишь оставил вмятину глубиной до 30 мм и вывел из строя средний поддерживающий каток. В ходе этого боя два снаряда попали в правый, а еще один — в левый борт башни. Все три снаряда оставили вмятины глубиной от 20 до 45 мм. После боя танк был отправлен в капитальный ремонт.

    Эти строки из донесения командира 13-го отдельного гвардейского тяжелого танкового полка полковника Гришина были написаны 23февраля 1944г. — через несколько дней после того, как в свой первый бой вступили танки ИС-85.

Серийный танк ИС-85 на испытаниях в Кубинке. Зима, 1943-1944 гг.

В первой декаде февраля 1944 г. войска 10-го и 2-го Украинских фронтов на завершающем этапе Корсунь-Шевченковской операции до предела сжали кольцо вокруг группировки генерала Штеммермана, зажатой на плацдарме всего 22 на 35 км. Немецкое командование группы армий «Юг» в ответ предприняло отчаянное контрнаступление на внешнем фронте окружения. На выручку остатков блокированных войск устремились три танковые дивизии (17 ТД, ТД «Адольф Гитлер» и один ТД) и 198-я пехотная дивизия, насчитывавшие а своем составе свыше 200 танков. Основной удар противником наносился в направлении Лысянка — Журжинцы.

    Путь танкам противника преградили подразделения и части 2-й танковой армии, срочным порядком переброшенные в этот район из-под Винницы. В состав 2-й танковой армии, согласно распоряжению СВГК, вошли и два, из пяти, только что сформированных отдельных гвардейских тяжелых танковых полков (ОГвТТП), укомплектованных по штату новыми тяжелыми танками ИС-85. Именно эти два полка (8-й и 13-й), приняв на себя всю тяжесть танкового удара противника, с честью выдержали боевое крещение.

    После ликвидации окруженной группировки противника 18 февраля 1944 г., все усилия наших войск были перенесены на внешний фронт. 19 февраля войска, в составе которых находились 8-й и 13-й ОГвТТП, выбили танковые дивизии противника из Лысянки и восстановили там утраченное положение.

    Примечательно, что в Корсунь-Шевченковской операции из 42 участвовавших в боевых действиях танков ИС-85 (танки ИС-2 участия в этой операции не принимали), безвозвратно было потеряно лишь три машины (одна — в 8-ом ОГвТТП и две - в 13-Ом ОГвТТП).


    И если свою боевую деятельность, в силу сложившихся обстоятельств, танкам ИС-85 пришлось начинать с обороны, то уже в последующих операциях по освобождению Правобережной Украины всем пяти полкам предстояло с достоинством подтвердить свое основное предназначение — наступление на сильно укрепившегося противника. До середины апреля 1944 г. 1-й, 29-й и 58-й ОГвТТП, на вооружении которых находились танки ИС-85, в составе 1-го Украинского фронта успешно участвовали в проведении Проскуровско-Черновицкой наступательной операции, 8-й и 13-й ОГвТТП в это время в составе 2-го Украинского фронта прорывали оборону противника в ходе Уманско-Ботошанской операции.

    Тяжелый танк прорыва ИС-85 был принят на вооружение Красной Армии 4 сентября 1943 г. постановлением ГКО № 4043, в котором также были определены сроки и объемы его выпуска на Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ). Первые 25 танков ИС-85 предстояло изготовить в ноябре 1943 г. С принятием его на вооружение частично завершилась опытно-конструкторская работа (ОКР) по разработке нового танка, пред-назначенного для замены КВ-1. В ходе ОКР, начавшихся в первом квартале 1942 г., изменилось не только его название (с «KB» на «ИС») в честь Верховного Главнокомандующего — Иосифа Сталина, но и несколько раз менялась концепция самой машины и ее конструкция. Первоначально разрабатывался универсальный танк КВ-13(обьект 233) массой 28 т, вооруженный 76,2-мм пушкой Ф-34 для замены двух танков — КВ-1 и Т-34, т.е., согласно современной терминологии, — основной боевой танк.

    Потом концепция трансформировалась в «скоростной танк усиленного бронирования», в соответствии с которой были построены два опытных «почти тяжелых» танка ИС-1 (объект 233) и ИС-2 (объект 234), причем последнему, оснащенному танковой 122-мм гаубицей У-11, недоставало 500 кг для того, чтобы перейти в класс тяжелых, масса которых регламентировалась в пределах от 40 до 60 т. С учетом технологии серийного производства того времени, эти полтонны были достаточно условны, и ограничение по массе, скорее всего, было вызвано стремлением конструкторов удержаться по массе в классе средних танков (от 20 до 40 т).

    Связано это было не с предубеждением о ненужности тяжелых танков вообще, а с теми огромными трудностями, которые возникали при разработке и освоении новых, более мощных, танковых двигателей и трансмиссий. Те же двигатели и трансмиссии, что находились в серийном производстве, не обеспечивали тяжелым танкам достаточную подвижность и, что самое важное, высокую надежность. (Это было известно по опыту КБ и предвоенных машин.)

Танк ИС-85. М1:35.
Чертеж восстановил и выполнил А.Сергеев

    Разработка и постройка двух первых опытных танков «ИС» проходила очень своеобразно. Дело в том, что в литературе практически все авторы связывают причины создания танков ИС с появлением у немцев тяжелых танков "Тигр» и началом их применения на Восточном фронте осенью 1942 г. и зимой 1942 — 43гг. Это —заблуждение.

    «Тигр», бесспорно, оказал свое влияние на развитие отечественного танкостроения, но истинной причиной появления на полях сражений самого мощного танка войны был наступивший после Сталинградской битвы и прорыва блокады Ленинграда коренной перелом в ходе войны, который позволил СВГК начать планирование в 1943 г. предстоящих стратегических наступательных операций. Для их успешного проведения необходимо было осуществлять прорыв глубокоэшелонированной обороны противника, а своеобразным тараном, способным взломать такую оборону являлись тяжелые танки.

    Здесь уместно напомнить, что основной задачей тяжелых танков в тот период, согласно Боевому уставу бронетанковых и механизированных войск, было «уничтожение живой силы и огневых средств противника, а также борьба с его танками и артиллерией». Причем в приказе Народного Комиссара Обороны №325 от 16 октября 1942 г. особо указывалось, что «...танки не выполняют своей основной задачи — уничтожения пехоты противника, а отвлекаются на борьбу с танками и артиллерией противника. Установившаяся практика противопоставлять танковым атакам противника наши танки и ввязываться в танковые бои является неправильной и вредной.,. При появлении на поле боя танков противника основную борьбу с ними ведет артиллерия».

    Вместе с тем, еще до войны принятый на вооружение РККА тяжелый танк «KB» из-за ряда серьезных недостатков, главным образом касавшихся недоработанной трансмиссии, к середине 1942 г. перестал отвечать предъявленным требованиям.

Вот почему на очередном заседании ГКО, состоявшемся 24 февраля 1943 г. было принято постановление № 2943 «Об изготовлении опытных образцов танков ИС», которые в кратчайшие сроки должны были заменить на поле боя танки «KB».

    На основании этого постановления уже на следующий день Нарком Танковой промышленности И.М.Зальцман издал приказ № 104, в котором директорам ЧКЗ М.А.Длугач, корпусного завода № 200 С.К.Щербакову и Главному конструктору ЧКЗ Ж.Я.Котину предписывалось изготовить, а фактически завершить постройку на ЧКЗ и опытном танко-моторном заводе НКТП N° 100 второго и третьего опытных образцов танка KB-13.. Тогда же изменили и название с КВ на ИС.

      В начале марта 1943 г. оба опытных образца танка «ИС» — объекты 233 и 234, различавшиеся вооружением, были собраны.
Полигонные испытания этих машин проходили в районе г.Челябинска в период с 23 марта по 3 апреля 1943 г.
Параллельно с танками ИС, для сравнительного анализа, испытывался и танк КВ-1С. показал более низкие характеристики.
Одновременно с проведением ОКР по указанию ГКО на заводах немедленно были начаты работы по подготовке к серийному производству новых танков.

    Но, как часто бывает, на дальнейший ход работ и подготовку серийного выпуска танков ИС повлияли новые обстоятельства. Дело в том, что, согласно ТТЗ, основным вооружением танка ИС-1 (объект 233) была 76,2-мм пушка Ф-34, а танка ИС-2 (обьект 234) — 122-мм гаубица У-11, которая представителями ГБТУ в тот период рассматривалась в качестве возможного средства для борьбы с появившимися «Тиграми» (весной 1943 г. более мощной серийной танковой пушки в Наркомате вооружения еще не было).

    15 апреля 1943 г. ГКО издал постановление № 3187 «О мероприятиях по усилению противотанковой обороны», которым обязал ГАУ КА подвергнуть полигонным испытаниям по четыре образца противотанковых и танковых пушек и в декадный срок представить заключение по ним в ГКО. Мишенью во время этих испытаний служил захваченный в январе 1943 г. под Ленинградом «Тигр».

    Во время стрельбы выяснилось, что 122-мм гаубица М-30, аналогичная той, что была установлена в опытном танке ИС-2 (объект 234), обладает низкой кучностью, а бронебойно-трассирующий снаряд 76,2-мм пушки Ф-34, стоявшей в танке ИС-1 (обьект 233), не пробивает бортовую броню «Тигра» даже с дистанции 200 м.
 



ИС-85 на гарантийных испытаниях летом 1944 г. на НИИБТ полигоне


    Наиболее эффективным средством борьбы с новым тяжелым танком противника оказалась 85-мм полуавтоматическая зенитная пушка 52К образца 1939 г., которая с дистанции до 1000 м пробивала его 100-мм лобовую броню.

    Результатом стало принятое 5 мая 1943 г. постановление ГКО за № 3289 «Об усилении артиллерийского вооружения танков и самоходных установок», в котором перед НКТП и НКВ были поставлены конкретные задачи по разработке и изготовлению танковых пушек с зенитной баллистикой. Новые требования к вооружению во многом свели на нет уже широко развернутую подготовку выпуска танков ИС.

    Конструктивные проработки показали, что башня ИС тесна для установки 85-мм пушки, конструкторы во главе с Ж.Я.Котиным решили расширить погон башни в свету до 1800 мм, одновременно увели¬ив объем боевого отделения за счет удлинения корпуса на 420 мм. Увеличение длины корпуса вынудило конструкторов добавить еще по одному опорному катку на каждом борту. Изменения претерпели также главный фрикцион, система охлаждения, подмоторная рама, бортовые редукторы.

Первоначально танк с 85-мм пушкой назывался ИС-3, но вскоре из обихода его вытеснило наименование «объект 237».

Масса новой машины возросла до 43,5-44 т. Постройка двух опытных танков заняла полтора месяца.

    Заводские испытания первого опытного образца объекта 237 (именовавшегося также ИС № 1) были проведены со 2 по 23 июля 1943 г. На дополнительных испытаниях в период с 19 по 23 июля выяснилось, что 85-мм пушка С-31, установленная в обеих объектах 237, несколько уступает 85-мм танковой пушке Д5Т-85, установленной в объект 239 (КВ-1С), особенно по кучности боя и мертвому (непростреливаемому) прост-ранству.

    Для проверки пушек С-31 и Д5Т-85 в одинаковых условиях (по установке и рас-положению боеукладки) было решено на одном из танков ИС заменить пушку С-31 пушкой Д5Т-85, что и сделали на ИС № 1 всего за двое суток — 17 и 18 августа.

    В период с 21 по 24 августа 1943 г. на Гороховецком Артиллерийском Научно-Исследовательском Опытном полигоне были проведены сравнительные испытания опытных образцов С-31 и Д5Т-85, установленных соответственно в объектах 237 №2и № 1.

    На основании полученных результатов Государственная комиссия рекомендовала принять на вооружение для средних и тяжелых танков Красной Армии 85-мм танковую пушку Д5Т-85 завода № 9 НКВ.

    Уже на ближайшем заседании ГКО, состоявшемся 4 сентября 1943 года было принято постановление № 4043, в первом пункте которого указывалось, что танк ИС с 85-мм пушкой конструкции Ж.Я.Котина принят на вооружение Красной Армии».

    Для серийного производства корпусов и башен нового танка НКТП перевел с других предприятий на завод № 200 500 рабочих, а из ближайших областей набрали еще 500 человек.

    Особых резервов для резкого роста производства при одновременном освоении своей продукции не было. Каждый шаг в этом направлении давался с огромным трудом, приходилось напрягать все силы, применять смекалку и изобретательность для решения вала технических проблем. Причем, Наркому Танкопрома В.А.Малышеву наряду с решением глобальных проблем, в приказном порядке приходилось делить между пред-приятиями и крохи имущества, необходимого людям для работы. Так, заводу № 200 из резерва Наркома было отпущено «100 пар резиновых сапог, 600 брезентовых костюмов, 15000 кв.м. текстиля для изготовления белья и постельных принадлежностей».

    На ЧКЗ при подготовке производства ИС заново переоборудовали механические цеха МХ-2 и МХ-3. Первая серия машин ИС-85 изготавливалась еще без точной технологии по чертежам и подгонкой по месту.

    Боевые и технические характеристики серийного танка ИС-85 несколько отличались от утвержденных ГКО. Связано это было прежде всего с тем, что одновременно с освоением серийного производства, требующего «технологичную» конструкцию, устранялись и недостатки, выявленные на испытаниях. В результате этого было изменено, практически, 38% всей конструкторской документации, выданной опытным заводом № 100. Поэтому опытный и серийный обьект 237 имел существенные отличия в конструкции.

Артсистема Д5-Т в сборе: пушка с полуавтоматическим клиновым затвором, гидравлический откатник 1Т-15, бронезащита артсистемы

   Прежде всего габаритные размеры танка, пошедшего в Войска уже как ИС-85, были несколько больше, чем у опытных. Так, длина корпуса была увеличена на 150 мм, а колея стала шире на 40 мм, что привело к увеличению общей ширины машины до 3070 мм. На 15 мм был увеличен клиренс.

    На крыше башни убрали лючок для стрельбы из сигнального пистолета. Выхлопные коллекторы двигателя были заменены на новые, традиционные конструкции. Более удобно расположили органы управления танком.

    За три месяца серийного производства было изготовлено 107 танков ИС-85 (наименование ИС-1 стало практиковаться лишь к концу войны), а в декабре их сменили ИС-122 (более известные позднее как ИС-2).

    В последнее время в ряде публикаций ставится под сомнение участие в боевых действиях танков ИС-85. Сохранившиеся архивные документы говорят о том, что из общего количества изготовленных танков в боях приняли участие ровно 100 тяжелых танков этого типа. По два ИС-85 направили для изучения матчасти в Ленинградскую, Казанскую и Харьковскую Высшие офицерские бронетанковые школы. И наконец, один танк №3113 остался на испытаниях в подмосковной Кубинке.

    Первые ИС оказались неплохими боевыми машинами; к концу войны в строю оставалось 37 исправных танков этого типа. Еще 37 танков прошли капитальный ремонт и к концу апреля 1945 г. были списаны по естественному износу, пройдя с боями свыше 2000 км. Иногда встречается утверждение о доработке ИС-85 с заменой их орудия на 122-мм пушку. Это не соответствует действительности.

    Хотя 85-мм танковая пушка была не совсем действенным средством борьбы с немецкими тяжелыми танками», как это неоднократно отмечалось в боевых донесениях, их замена во время эксплуатации на более мощные даже не предусматривалась, в том числе и по вполне объективным причинам — для новой пушки требовалась башня иной конструкции, появившаяся на танках ИС-122.
 

Игорь Желтов, Александр Сергеев


 

Категория: Вторая мировая война | Добавил: Ariec (27.06.2011)
Просмотров: 6858 | Теги: тяжелый танк, Иосиф Сталин, танк прорыва, ИС | Рейтинг: 4.0/1
Форма входа
Найти бронемашину
Реклама
Баннерная Сеть ARMY Best Sites
Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz