Боевые машины на базе «Чи-Ха»
Плавающие танки
С конца 20-х годов в Японии занимались созданием малых и легких плавающих танков
для сухопутных войск, но без особого успеха. Неудачи охладили интерес к ним
армейского командования, и с 1940 года инициатива их разработки перешла к флоту
— обширные планы завоеваний на Тихом океане требовали специальных боевых машин
для десантных операций. Соответственно изменилось и назначение плавающих танков
— вместо разведки и охранения они должны были решать задачи поддержки десантных
отрядов. Поэтому в основу проектов таких машин легли конструкции «боевых»
танков.
Тактико-технические характеристики
плавающих танков
Марка танка |
"Ка-чи" |
"То-ку" |
Год принятия на вооружение или постройки |
1943 |
1945 |
Боевая масса, т |
28.7 |
29.1 |
Экипаж, чел. |
7 |
7 |
Габариты, мм: длинна
с поплавками
высота ширина
клиренс |
10300
3820 3000 -
|
10800 3388
3000 - |
Толщина брони, мм: лоб корпуса
борт корма крыша башня маска
пушки |
50 10 -
-
25 - |
50 -
-
- 25 - |
Макс.скорость, км/ч |
32 |
32 |
Запас хода, км. |
320 |
320 |
Скорость на плаву |
10 |
10 |
В 1943 году на базе «Чи-хе» разработали плавающий танк «Тип 3» («Ка-чи» —
«плавающий восьмой») с 47-мм пушкой и двумя пулеметами. Плавучесть машины
обеспечивалась сбрасываемыми металлическими понтонами. Специфическая форма
понтонов и водозащитного кожуха над командирским куполом, водоходный движитель и
система управления рулями на плаву были заимствованы у легкого плавающего танка
«Ка-ми», но, в отличие от последнего, элементы подвески монтировались снаружи и
герметизировались. Понтоны разделялись перегородками на секции, крепились к корпусу танка спереди и
сзади на зажимах в виде клешней краба и придавали машине обтекаемую форму. За
счет них обеспечивалась хорошая мореходность и остойчивость даже при заметной
качке но при перевозке морем машина оказалась весьма громоздкой. На берегу
понтоны легко сбрасывались без выхода экипажа из танка — зажимы управлялись
изнутри винтовыми механизмами. Измененные выхлопные трубы двигателя выводились
на крышу корпуса. Под¬веска по «схеме Хара» сохранилась, но теперь ходовая часть
включала на борт 8 опорных катков и 4 поддерживающих ролика. Для уплотнения
щелей и погона башни на плаву использовались специальные резиновые прокладки.
Движителем на воде служили два гребных винта, установленных под днищем в
кормовой части и приводимых от двигателя танка. Орган управления — два руля,
установленные в струях винтов и действующие через систему стальных тросов от
сьемного штурвала, расположенного в башне. На крыше моторного от¬деления
крепился высокий воздухозаборный короб с крышей, на башне — брызгозащитный короб
с окнами.
 Танк артиллерийской поддержки морских
десантных отрядов, вооруженных 120-мм короткоствольной пушкой. Выщен малой
серией на базе "Чи-ха"
Всего в 1943 — 1945 годах было построено 20 машин «Ка-чи», включая прототипы. В
боях они не применялись.
В 1945 году появился плавающий танк «Тип 5» («То-ку»). 47-мм пушка и 7,7-мм
пулемет устанавливались в передней части корпуса, в отделении управления, а в
башне — 25-мм пушка морского типа в маске и 7,7-мм пулемет в кормовой нише. На
башне имелся вертлюг для зенитной стрельбы из пулемета. Шасси — по типу среднего
«Чи-ри». Плавучесть обеспечивалась аналогично «Ка-чи». Построили только один
образец —танк появился слишком поздно, чтобы пойти в серию.
Самоходные артиллерийские установки
В 1938 - 1942 годах в Японии разрабатывались САУ трех типов: полевые самоходные
гаубицы и мортиры калибра 75, 105, 150 и 300 мм; самоходные 75- и 77-мм
противотанко¬вые пушки; 20- и 37-мм зенитные самоходные установки. САУ
создава¬лись на базе легких и средних тан¬ков. Хотя сама система САУ была
неплохо продумана и соответствовала требованиям тактики тех лет, выпуск их
оказался крайне незначительным—немногим более 150 единиц всех типов.
 "Хо-ни I". М 1:35
В 1940 году на базе среднего танка «Чи-ха» были построены САУ «Хо-ни»
(«артиллерийский четвертый») и «Хо-ро» («артиллерийский второй») для оснащения
танковых дивизий. Орудия устанавливались в открытой сверху и сзади рубке,
расположенной на месте башни в средней части корпуса. Базовое шасси изменений не
претерпело.Самоходная гаубица «Хо-ро» была разработана еще в 1939 году с использованием
полевой 150-мм гаубицы «Тип 38» модели 1905 года с поршневым затвором. Масса
осколочно-фугасного снаряда составляла 35 кг, начальная скорость — 420 м/с,
скоро-стрельность — 5 выстр/мин, максимальная дальность стрельбы — 15 000 м.
 75-мм самоходная пушка "Хо-ни I" из состава 2-го артиллерийского полка.Лусон, весна 1945 г.

 Самоходная пушка "Хо-ни II"
Наклонный лобовой лист рубки «Хо-ро» одновременно являлся верхним лобовым листом
корпуса. Механик-водитель пользовался смотровой щелью в нижней части листа,
расчет орудия при работе с панорамным прицелом — смотровыми люками с откидными
крышками в лобовом и бортовых листах рубки. На крыше моторного отделения
крепился снарядный ящик. На особой стойке-вертлюге мог устанавливаться зенитный
пулемет. В 1940 — 1942 годах построили всего 12 «Хо-ро».
 Средние танки "Чи-ну"(слева) и самоходные пушки "Хо-ни III" в парке 4-й танковой дивизии Японии.1945 г.
Противотанковая САУ «Тип 1» («Хо-ни») вооружалась 75-мм пушкой «Тип 90». При
начальной скорости 5,9-кг снаряда 680 м/с пушка была способна на дальности 450 м
поразить цель с толщиной брони до 100 мм, на 900 м — 75 мм. Сварная рубка
крепилась к корпусу заклепками. Угол возвышения пушки составлял +25°,
склонения—5", по горизонту она могла наводиться без поворота машины в пределах
20°. Пушка снабжалась панорамным прицелом, для пользования которым могли
открываться боковые лючки рубки. Броневая защита лобовой части рубки была
усилена 16-мм экраном. Имелась стойка для зенитного пулемета. «Хо-ни» стала
сравни¬ельно массовой самоходкой — опыт¬ная САУ была построена в 1942-м, а с
1943 по 1945 год выпущено 124 серийные машины.
«Хо-ни» и «Хо-ро» входили в состав механизированного артиллерийского полка 2-й
танковой дивизии и применялись в боях с американцами на о.Лусон в декабре 1944 —
апреле 1945 годов. Так, 6 апреля батарея «Хо-ни» приняла участие в бою у Аритого,
при этом несколько машин стали трофеями американских войск.
Самоходная гаубица «Тип 1» («Хо-ни II») представляла собой типичное орудие
поддержки. Видимо, поэтому ее рубка при тех же размерах, что и на «Хо-ни I»,
была слабее бронирована. В ней устанавливалась качающаяся часть 105-мм гаубицы
«Тип 91» с открываемым вправо поршневым затвором. Орудие могло наводиться по
горизонту в пределах 10°. Из-за большой длины отката угол возвышения достигал
только 22°. Выстрелы боекомплекта укладывались в боевом отделении под люлькой
орудия. Минимальная дальность стрельбы — 454 м, максимальная — 10 800 м. Снаряд
массой 16 кг имел начальную скорость 550 м/с. Скорострельность могла достигать 8
выстр/мин.
Чуть позже на шасси «Чи-ха» выпустили 75-мм самоходную противотанковую пушку
«Тип 3» («Хо-ни III») с тем же орудием, что и на танке «Чи-ну». Полностью
закрытая се миугольная сварная рубка с наклонной установкой бронелистов имела
три люка в крыше. Установка пушки защищалась штампованной бронемаской. Откидные
задние листы рубки составляли двустворчатую дверь. В стенках рубки имелись
смотровые щели, в бортах — смотровые лючки для работы с панорамным прицелом. САУ
оснащалась радиостанцией с двумя штыревыми антеннами, установленными в кормовой
части по типу «Чи-ну», на базе которого так же был изготовлен вариант «Хо-ни III».
Выпущенные в опытном порядке «Хо-ни III» вошли в состав 4-й танковой дивизии и
не приняли участия в боях. Американцы взяли их после капитуляции Японии в парке
в Хаката на о. Кюсю.В конце войны японцы изготовили целый ряд опытных САУ. В 1944 году на шасси «Чи-хе»
была построена самоходная пушка «Ку-сае» с 75-мм орудием в легкобронированной
рубке.
Выпущенная в 1945 году на шасси «Чи-ха» 155-мм пушка «Хо-чи» с открытой сверху и
сзади рубкой,хотя и получила официальное обозначение «Тип 5», так и осталась
опытной. В том же году на шасси «Шинхото Чи-ха» в опытном порядке разработали
несколько САУ поддержки для морских десантных отрядов. В частности, 120-мм
самоходную гаубицу с установкой орудия во вращающейся башне или в открытой
сверху и с торцов рубке стволом в сторону кормы. На шасси «Чи-хе» были построены
37-, 75- и 120-мм опытные ЗСУ.
Одновременно с танком «Чи-ри» на его базе разработали 40-тонную полностью
бронированную противотанковую САУ «Хо-ри» («артиллерийский девятый»). В передней
части корпуса располагалось отделение управления, за ним — моторное, в корме —
боевое (рубка) с длинноствольной 105-мм пушкой. В лобовом листе отделения
управления, как и в танке, устанавливалась 37-мм пушка. Толщина брони — 30 мм,
экипаж — 6 человек, скорость по шоссе — до 40 км/ч.
Другой вариант противотанковой САУ на шасси «Чи-ри» предполагал установку на
месте башни низкой полностью бронированной рубки с такой же 105-мм пушкой и
установкой для зенитного пулемета. Как и «Чи-ри», этот проект имел варианты с
лобовым пулеметом или 37-мм пушкой на его месте.
В 1944 году в малом количестве была построена самоходная полубронированная
300-мм мортира «Тип 4» («Ха-то») на шасси тяжелого транспортера, напоминавшем
перекомпонованное шасси «Чи-то»: впереди располагался двигатель, за ним —
отделение управления (рубка), артиллерийская система открыто устанавливалась
позади рубки. Двигатель и рубка полностью бронировались. Масса фугасного снаряда
мортиры составляла 170 кг, максимальная дальность стрель¬бы — 3,15 км. Экипаж
САУ — 7 чело-век, масса машины — 14,3 т, толщина брони — 30 мм.
В 1945 году на аналогичном шасси была изготовлена опытная самоходная пушка
«На-то» с задним расположением открытого сверху боевого отделения и полностью
бронированным отделением управления. 75-мм пушка «Тип 4», аналогичная
установлен-ной на «Чи-то», монтировалась в поворотной открытой сзади бронерубке.
Боевое отделение имело кормо¬вую дверь, на бортовых скобах мог натягиваться
тент. Обе САУ прошли испытания, но не выпускались серийно. Тактико-технические характеристики
самоходно-артиллерийских установок
Марка САУ |
"Хо-ни I" |
"Хо-ни
II" |
"Хо-ни
III" |
"Хо-ро" |
Год принятия на вооружение или постройки |
1942 |
1942 |
1944 |
1940 |
Боевая масса, т |
15.42 |
16.3 |
17 |
16.3 |
Экипаж, чел. |
5 |
5 |
5 |
6 |
Габариты, мм: длинна
высота ширина
клиренс |
5900 2290 2390 400
|
5500
2290 2390 400 |
5520 2290 2390 400 |
5520 2330
2360 400 |
Толщина брони, мм: лоб корпуса
и рубки
борт корма крыша |
51 25 20
- |
25 12
- - |
25 12 - - |
25
12 - - |
Макс.дальность стрельбы, км |
15 |
10.8 |
- |
5.97 |
Макс.скорость, км/ч |
38 |
38 |
38 |
40 |
Запас хода, км. |
210 |
210 |
210 |
210 |
Преодолеваемые препятсвия:
угол подъема, град ширина рва, м
высота стенки, м
глубина брода,м |
30-35 2.5 0.76 1.0 |
30-35 2.5 0.76 1.0 |
30-35 2.5 0.76 1.0 |
30-35 2.5 0.76 1.0 |
Специальные машины
На шасси средних танков в Японии был построен целый ряд специальных машин для
обеспечения действий танковых частей. Как и в случае с САУ, их номенклатура и
основные характеристики отвечали насущным потребностям японских танковых сил, но
выпуск был совершенно недостаточным.
В 1937 году к танку «Чи-ха» создали навесной отвал, фермы которого крепились к
корпусу между первым и вторым опорными катками. Подъем и опускание отвала
производилось с помощью троса, перекинутого через блок, укрепленный на
кронштейне на лобовом листе корпуса.
Несколько «Чи-ха» переделали в танки-тральщики (известны как «Танк G») с
установкой в носовой части корпуса бойкового цепного трала. Барабан его
приводился во вращение от ведущих колес танка через специальный редуктор. Удары
цепей о грунт вызывали подрыв противотанковых мин. Подъем и опускание фермы — с
помощью гидропривода. Основное вооружение танка при этом сохранялось.
В 1941 году на его базе была создана 15,4-тонная бронированная
ремонтно-эвакуационная машина «Се-ри». В кормовой части на корпус крепился
подъемный кран с откидной А-образной стрелой. Его грузоподъемность достигала 5 т
и позволяла про-изводить в полевых условиях замену двигателя или демонтаж и
монтаж башни среднего танка. Кроме того, имелась лебедка со стальным буксирным
тросом и тяговым усилием до 15 т. Вдоль бортов крепились ящики с инженерным
имуществом. Вооружение включало два 7,7-мм пулемета — в уменьшенной башне и в
лобовом листе корпуса. Экипаж — 4 человека, мощность двигателя — 240 л.с. До
1943 года построили и испытали только два экземпляра.
На шасси «Чи-хе» была разработана бронированная 15-тонная инженерная машина
разграждения «Хо-к». Вместо башни установили низкую закрытую бронерубку для пяти
человек экипажа. К носовой части корпуса крепилось специальное устройство
(«та¬ран») в обтекаемом стальном кожухе для проделывания проходов в
заграждениях. Инженерное имущество укладывалось в ящиках вдоль бортов. В 1942 —
1943 годах построили только две такие машины.
В 1943 году прошел испытания танк-мостоукладчик «T-G» на базе «Чи-ха». На крыше
корпуса монтировался колейный мост, сдвигавшийся системой рычагов вперед, после
укладки моста на преграду мостоукладчик отъезжал назад. На базе средних танков в Японии создавались также огнеметные, вооруженные двумя
огнеметами и двумя пулеметами.
Оценка машины
Японские средние танки отличались малой массой, сравнительно легким
бронированием, удовлетворительной подвижностью, что в целом соответствовало
задачам «маневренного» танка. По массе «Чи-ха» и «Шинхото Чи-ха» находились у
самой нижней границы класса средних танков (15 т), так что их можно назвать
«легкими средними» — вспомним, что в конце войны появился легкий танк «Ке-хо» со
схожими характеристиками. Вместе с тем обитаемый объем японских средних боевых
машин был явно недостаточен.

 Компоновочная схема "Чи-хе"
Неплохо зарекомендовала себя 47-мм танковая пушка «Тип 1», позволявшая «Шинхото
Чи-ха» и «Чи-хе» бороться с танками противника. Японцы одними из первых
применили установку лобовых пулеметов в корпусе боевых машин. Что касается
размещения вооружения в башне, то не совсем понятно упорное пренебрежение
спаренной установкой орудия и пулемета и использование менее удобного и
эффективного варианта — размещения пулемета отдельно, в корме башни, тем более
что огонь из него должен был вести наводчик. Попытка заменить пулемет «Тип 97»
более подходящим «Тип 4» не удалась — разработка его затянулась до конца войны.


Эффективность вооружения сильно снижало невысокое качество приборов
прицеливания. Японские танки, кроме того, имели примитивные приборы наблюдения,
плохо были оснащены средствами связи — радиостанции устанавливались только на
командирских машинах, что осложняло действия даже мелких подразделений.
Обилие лючков облегчало обслуживание танка, а крепление передних и задних листов
корпуса на болтах — ремонт, но все это снижало снарядостойкость корпуса.
Сравнительно поздно перешли японцы и к сварным корпусам.
Широкое использование в боевых машинах двухтактных дизельных двигателей стало
положительной чертой японского танкостроения. Отчасти из-за снижения
пожаро-опасности машин, но главным образом потому, что позволило сгладить
остроту постоянной нехватки бензина. Была создана серия двигателей «Тип 100» с
едиными размерами цилиндро-поршневой группы. Двухтактные двигатели давали
возможность при равных литраже и числе оборотов получить на 50 — 70% большую
мощность, чем у более распространенных четырехтактных. Однако экономичность
двухтактных дизелей оказалась меньше ожидаемой, а высокая тепловая нагруженность
деталей снижала их долговечность. Удачным можно считать и выбор механизма
поворота.
Ходовая часть «Чи-ха» обеспечивала хорошую проходимость, устойчивость и
сравнительную плавность хода без буксования на слабых грунтах. Схема подвески
давала большой динамический ход опорных катков и большую потенциальную энергию
упругих элементов, отличалась хорошей ремонтопригодностью. Однако «схема Хара»
имела и большой мертвый вес деталей. Отсутствие амортизаторов во многом сводило
на нет достоинства подвески и компоновочной схемы с расположением башни в
середине корпуса — прицельная стрельба из танка с ходу была практически
невозможна, а с коротких остановок сильно затруднена из-за значительных
продольных колебаний.
 Средний танк "Шинхото Чи-ха". 7-ой танковый полк, 2-а дивизия, Лусон, 1945 г
Наличие на вооружении танковых полков одновременно танков «Чи-ха» и «Шинхото
Чи-ха» напоминало германскую концепцию двух средних танков — «боевого»,
вооруженного противотанковой пушкой, и «танка поддержки» с короткоствольным
орудием большего калибра, хотя в Японии такая схема сложилась при других
условиях.
Следует отметить также создание на шасси среднего танка семейства командирских,
а затем и специальных машин и САУ. Номенклатура этого семейства вполне отвечала
требованиям своего времени и составляла сбалансированную систему: машины
ко-мандиров подразделений и частей, самоходные противотанковые пушки, самоходные
орудия поддержки, артиллерийские танки в качестве штурмовых САУ, самоходные
зенитные установки, инженерные и инженерно-штурмовые машины, мостовые танки,
БРЭМ, но объем их производства оставлял желать лучшего. Серийные САУ выполнялись
на готовом танковом шасси, орудие и расчет имели удовлетворительную защиту
только спереди. Как и в Германии, в Японии с середины войны отмечался резкий
рост интереса к самоходным противотанковым пушкам, однако произведено их было
очень немного. Такие представители семейства, как ЗСУ, БРЭМ, мостоукладчик,
машины разграждения, вообще не пошли дальше опытных образцов.
Переход от танка непосредственной поддержки пехоты к «маневренному» среднему
танку был правильным и своевременным шагом, причем Япония сделала его одной из
первых. Но небольшое количество танков и особенности Тихоокеанского театра
военных действий вынуждали японцев применять их разрозненно и именно для
непосредственной поддержки пехоты. В результате «Чи-ха» и его модификации
фактически не использовались по прямому назначению, то есть в составе танковых
частей и соединений. Впрочем, на островах и американцы при¬меняли танки только
как средство со-провождения пехоты или прокладывания ей пути через джунгли и
заграждения — другая тактика была там просто неприемлема. При одинаковых задачах
успех американских танков и САУ объясняется значительно большим их количеством и
лучшими ТТХ. Что касается японцев, то обученность и упорство их пехоты играли
куда более важную роль, чем действия слабых танковых подразделений.
Для полноты картины сравним танки семейства «Чи-ха» с американскими танками,
поскольку именно с ними японские боевые машины встречались наиболее часто.
Следует отметить, что американские танки имели ту же компоновочную схему, что и
японские, но были заметно выше — как из-за габаритов двигателей, так и из-за
стремления обеспечить удобство работы членам экипажа. Легкий МЗ «Стюарт»,
созданный почти одновременно с «Шинхото Чи-ха», по бронированию практически не
уступал ему, а противотанковые возможности 37-мм пушки были аналогичны 47-мм
пуш¬ке японского танка. С введением стабилизатора в вертикальной плоскости
точность стрельбы из «стюартов» стала выше. В результате легкие «стюарты»
оказались достойны-ми соперниками японским средним танкам, что по-своему
признали и сами японцы — вспомним использование трофейных «стюартов» в ротах
«Чи-ха». Важным преимущест-вом американцев было снабжение всех танков
радиостанцией со штыревой антенной и ТПУ. Еще лучше были легкие М5А1 с несколько
усиленным бронированием, автомати-ческой гидромеханической трансмиссией и
электрогидравлическим механизмом поворота башни, перископическими приборами
наблюдения. По весу М5А1 сравнялся со средним «Шинхото Чи-ха». Правда, к моменту
его появления легкие танки уже не были основным противником японских танков. Тактико-технические характеристики
японских и американских танков
Марка танка |
"Чи-ха" |
"Шинхото Чи-ха" |
"Чи-хе" |
М3 |
М4А1 |
М4А1(76
W) |
Боевая масса, т |
14 |
15.8 |
17.2 |
12.43 |
30.37 |
32.05 |
Экипаж, чел. |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Габариты, мм: длина
высота ширина
клиренс |
5500 2330 2210 420
|
5500 2330 2380 420 |
5730 2330 2420 420 |
4531 2235 2515 420 |
5842 2616 2743 432 |
7410
3000 3000 432 |
Толщина брони, мм: лоб корпуса
борт корма крыша башня маска
пушки |
25 22 25 12 20 25 |
25 22 25 12
25 30 |
50 25 20 - 25 - |
45 25 25
10 13
38 |
51
38 38 13 25 76 |
76 58 38 19 50 100 |
Макс.скорость, км/ч |
40 |
40 |
44 |
48 |
38 |
40 |
Запас хода, км. |
210 |
210 |
210 |
113 |
192 |
192 |
Калибр пушки, мм |
57 |
47 |
75 |
37 |
75 |
76 |
Средний американский МЗ «Ли», применявшийся англичанами в Бирме, по сравнению с
«Чи-ха» и «Шинхото Чи-ха» был лучше бронирован и обладал достаточно сильным
вооружением. В дуэли с ним у японских средних танков (особенно у «Чи-ха») было
немного шансов на успех — снаряд 75-мм пушки МЗ с 500 м пробивал 65-мм броню, с
1000 м — 60 мм. Еще большим превосходством над японскими танками обладали
«шерманы». По бронированию они намного превосходили «японцев». Механический
привод поворота башни дублировался электрогидравлическим, а 75-мм или 76,2-мм
пушка снабжалась электрогидравлическим стабилизатором в вертикальной плоскости,
что существенно увеличивало их огневые возможности. К тому же «шерманы» были
лучше оснащены приборами наблюдения и прицеливания, средствами внутренней и
внешней связи. Вве¬дение в 1944 году командирской башенки с призменными
смотровыми блоками, новых перископических приборов наблюдения, перископического
и телескопического прицелов улучшенных параметров сделало преимущества
«шерманов» в танковом бою бесспорными. С появлением на Тихоокеанском ТВД
«шерманов» и 76,2-мм противотанковых САУ М10 «Чи-ха» перестали представлять
серьезную угрозу американским танкам, «Шинхото Чи-ха» осталась роль самоходной
противотанковой пушки—и там, где их использовали подобным образом, это
оказывалось результативным.
Назад
С.Л. Федосеев."Бронеколлекция" |