Танк Т-80 был разработан осенью 1942 г. в КБ Горьковского автозавода под
руководством Н. А. Астрова. Опытный образец машины в декабре 1942 года прошёл
полигонные испытания. Танк был поставлен на производство на заводе №40 в г.
Мытищи Московской области. Всего было изготовлено 75 танков и в 1943 г. их
выпуск был прекращён. Танк Т-80 был последним образцом отечественных лёгких
танков периода Великой Отечественной войны.
Лёгкий танк Т-80
Он был создан на базе лёгкого танка Т-70М и отличался от него установкой
двухместной башни, увеличенным углом максимального возвышения пушки и
спаренного пулемёта, усиленной броневой защитой, применением более мощной
силовой установки и возросшей на 2 т боевой массой машины. Схема общей
компоновки машины принципиально была такой же, как у танка Т-70М, но с
размещением трёх членов экипажа. Танк имел пять отделений: управления - в
передней части корпуса, боевое - в средней части, трансмиссионное - в передней
части корпуса справа по ходу, моторное - в средней части вдоль правого борта
корпуса и кормовое. Механик-водитель находился в носовой части корпуса со
смещением к левому борту. Во вращающейся башне, слева от пушки располагался
наводчик, справа - командир танка, он же заряжающий. В средней части корпуса
вдоль правого борта на общей раме были установлены два спаренных в линию
двигателя, составлявшие единый силовой агрегат. Трансмиссия и ведущие колёса
имели переднее расположение.
Лёгкий танк Т-80
Вооружение танка состояло из 45-мм пушки обр. 1938 г. с вертикальным клиновым
затвором и спаренного 7,62-мм пулемёта ДТ, установленного справа от неё. Длина
ствола пушки составляла 46 калибров. Высота линии огня - 1630 мм. Углы
вертикальной наводки спаренной установки составляли от -8 до +65° и позволяли
вести стрельбу по воздушным целям, а также по врехним этажам зданий при бое в
городе. При стрельбе по наземным целям использовался телескопический прицел
ТМФ-1, по воздушным целям и верхним этажам зданий - коллиматорный прицел К-8Т.
Пушка была оснащена электроспуском. Для наводки спаренной установки
использовались шестеренчатый механизм поворота башни и винтовой подъёмный
механизм. Дальность стрельбы прямой наводкой составляла 3600 м, наибольшая -
6000 м. Скорострельность - 12 выстрелов в минуту. В боекомплект танка входили
94-100 выстрелов к пушке и 1008 патронов к пулемёту ДТ (16 дисков). Начальная
скорость бронебойного снаряда при массе 1,43 кг составляла 760 м/с, осколочного
при массе 2,15 кг - 335 м/с. Дополнительно в боевом отделении укладывались
один 7,62-мм пистолет-пулемёт ППШ с боекомплектом 213 патронов (3 диска) и 12
ручных гранат Ф-1.
Броневая защита - противопульная. Сварной корпус танка был выполнен из катаных
броневых листов толщиной 6, 10, 15, 20, 25, 35 и 45 мм. Конструкция броневого
корпуса и расположение основных люков и лючков остались практически такими же,
как у танка Т-70, за исключением бортовых листов, толщина которых была
увеличена до 25 мм и крыши - до 15-20 мм.
Сварная башня танка увеличенных размеров, изготовленная из броневых листов
толщиной 35 и 45 мм, расположенных с рациональными углами наклона, была смещена
к левому борту. Она имела новую амбразуру и конструкцию крепления маски,
которые обеспечивали большие углы возвышения основного оружия. Сварные стыки
башни были усилены броневыми угольниками. На крыше устанавливалась высокая
неподвижная командирская башенка с входным люком, закрывавшимся откидной
броневой крышкой на петлях и перископическим смотровым зеркальным прибором,
размещённым на вращающемся основании люка и обеспечивавшим командиру танка
круговой обзор. Слева от командирской башенки размещался люк наводчика, также
закрывавшийся откидной броневой крышкой на петле. Верхние призмы смотровых
приборов командира, наводчика и механика-водителя имели броневое прикрытие. За
командирской башенкой размещался броневой стакан антенного ввода. Для удобства
размещения десанта на корпусе танка и бортах башни были приварены специальные
поручни. За счёт установки новой башни высота машины, по сравнению с высотой
танка Т-70М, увеличилась на 135 мм.
В качестве противопожарного оборудования в танке использовались два ручных
тетрахлорных огнетушителя.
В моторном отделении вдоль правого борта размещался силовой агрегат ГАЗ-203Ф,
состоявший из двух последовательно соединённых рядных четырёхтактных
шестицилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-80 суммарной мощностью 170 л. с.
(125 кВт) с карбюраторами К-43. Системы, обеспечивавшие работу двигателя,
были аналогичны системам силовой установки танка Т-70М. Пуск двигателей
производился с помощью или двух соединённых параллельно электростартёров СТ-06
мощностью 2 л. с. (1,5 кВт) каждый, или механизма ручной заводки. Два топливных
бака общей ёмкостью 440 л находились за броневыми перегородками в изолированном
отсеке в левой части кормового отделения корпуса. В правой части кормового
отделения размещались вентилятор и радиатор системы охлаждения двигателей.
Запас хода танка по шоссе достигал 320 км.
Трансмиссия и ходовая часть были такими же, как на танке Т-70М.
Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение
бортовой сети составляло 12 В. В качестве источников электроэнергии
использовались две аккумуляторные батареи 3-СТЭ-112, соединённые
последовательно, с напряжением 6 В и ёмкостью 112 А*ч и генератор ГТ-500С
мощностью 380 Вт с реле-регулятором РРК-ГТ-500С. На танке использовалась
радиостанция 12РТ, размещённая в башне и танковое переговорное устройство ТПУ.
Недостаточная надёжность работы форсированных двигателей и трудности освоения
их производства, а также ухудшение проходимости машины в связи с возросшей
массой снижали боевые и технические характеристики танка.
Танк Т-80 с 45-мм пушкой ВТ-43 был разработан совместными усилиями КБ завода
№40 и ОКБ №172 в начале 1943 г. Был изготовлен опытный образец машины. На
вооружение танк Т-80 с пушкой ВТ-43 не принимался и в серийном производстве
не состоял.
Машина отличалась от серийного образца танка Т-80 установкой более мощного
вооружения. В состав экипажа входили три человека.
Танк с пушкой ВТ-43
В качестве основного оружия в танке была установлена опытная 45-мм танковая
пушка ВТ-43 повышенной мощности конструкции ОКБ №172, спаренная с 7,62-мм
пулемётом ДТ. Длина ствола составляла 68,6 калибра. Пушка ВТ-43 была создана
на базе пушки ВТ-42 применительно к установке её в башню танка Т-80 и
обеспечения соответствующего угла возвышения. В связи с этим, были заново
разработаны подъёмный механизм и накатник орудия. Углы вертикальной наводки
составляли от -4 до +78°. При стрельбе использовались телескопический прицел
ТМФ-1 и коллиматорный прицел К-8Т. Практическая скорострельность пушки в танке
достигала 9-10 выстрелов в минуту. Начальная скорость бронебойного снаряда
при массе 1,43 кг составляла 950 м/с. В боекомплект танка входили 94 выстрела
к пушке и 1008 патронов к пулемёту ДТ (16 дисков). Дополнительно в боевом
отделении укладывались один 7,62-мм пистолет-пулемёт ППШ с боекомплектом
213 патронов (3 диска) и 12 ручных гранат Ф-1.
Броневая защита, силовая установка, трансмиссия, ходовая часть и
электрооборудование остались без изменений, поэтому характеристики
подвижности были сохранены на уровне характеристик базовой машины.
После успешно проведённых испытаний пушка была принята на вооружение танка
Т-80, но в связи с прекращением серийного производства этого танка, дальнейшие
работы были по ней свёрнуты.
А. Г. Солянкин, М. В. Павлов, И. В. Павлов, И. Г. Желтов