Бронетехника мира    

-->Вы вошли как Гость | Группа "Гости" .Приветствую Вас  Гость 

Главная | Бронетехника | Регистрация | Вход                                                                                         

Пятница, 22.11.2024, 09:34

Меню
Категории раздела
Первые танки [24]
Между войнами [33]
Вторая мировая война [63]
Послевоенное время и современность [61]
Наш опрос
Лучший тяжёлый танк Второй Мировой Войны
Всего ответов: 916
Облако тегов
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Популярные статьи
Бронетехника Румынии
Дивизия СС "Лейбштандарт Адольф Гитлер"
3-я Танковая дивизия СС "Тотенкопф"
2-я танковая дивизия СС "Дас Райх"
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 3
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 2
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 1
Легкие немецкие танки Первой мировой войны
Миномет под именем «Тюльпан»
Крейсерский танк CROMWELL(Англия)
Свежие материалы
3-я Танковая дивизия СС "Тотенкопф"
2-я танковая дивизия СС "Дас Райх"
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 3
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 2
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 1
Дивизия СС "Лейбштандарт Адольф Гитлер"
Краткая история СС
Предыстория и причины появления танков
Германские танки Первой мировой войны.Итоги и уроки
Немецкие проекты 1918 года
Главная » Статьи » Танки » Первые танки

Морозов Ю.Французские средние танки первой мировой войны

ЖАЖДА РЕВАНША

Первый и главный удар Германской Империи в Великой войне был нанесен по давнему врагу - Франции. По плану Шлиффена война должна была быть молниеносной, но уже в сентябре 1914 года, спустя месяц после начала наступления, когда до Парижа оставались считанные десятки километров, вмешался «технический прогресс» и спас Францию от быстрого поражения. Это были так называемые «марнские такси» (около 600 такси и автобусов, реквизированных в Париже). В критический момент они быстро доставили на поле боя необходимые шесть тысяч солдат. Мобильно переброшенная пехотная бригада сыграла решающую роль в битве на Марне.

После сражения на Марне война начала приобретать характер траншейной. «Гунны» начали окапываться, чтобы удержать захваченные территории. Линия Западного фронта протянулась на 800 км, и состояла из почти сплошных траншей, усиливающихся с каждым днем подземными укреплениями и колючей проволокой. Наступило время господства пулемета. Все попытки противоборствующих сторон прорвать оборону друг друга приводили к чудовищным людским потерям при довольно незначительных тактических результатах. Союзники начали искать выход из создавшейся ситуации, и почти одновременно британцы и французы пришли к схожему решению - идеи создания бронированной гусеничной машины, способной противостоять губительному огню пулемета, прорывать заграждения из колючей проволоки и свободно передвигаться по пересеченной местности. И если о создании и применении первых британских танков в нашей стране писали, то французские «штурмовые орудия» известны крайне мало. А кто как не французы так жаждали реванша в этой войне? Они создали параллельно с британцами первые танки, и заложили в область танкостроения идеи и решения, широко используемые в танкостроении и по сей день. Данное исследование позволит нам полнее узнать о первых французских средних танках, а если быть точнее штурмовых артиллерийских тракторах.

Отцом французского танкостроения, по праву, считается полковник Ж. Э. Этьен, несомненно, внесший огромный вклад в танкостроение страны. Но широко известный факт, что время с момента его обращения, по постройке первого штурмового орудия до его постройки, заняло всего месяц, говорит о том, что концерн «Шнейдер-Ле Крезо» был готов к подобному заказу. По этому логично рассказать о предшествующих событиях, которые легли в основу создания средних танков «Шнейдер» СА.1 и «Сен-Шамон» Н-16.

ПРОЕКТЫ 1915 ГОДА

Работы над созданием машины, которая могла бы преодолевать и разрушать заграждения из колючей проволоки, действовать на труднопроходимой местности и способной противостоять пулемету, начались во Франции в 1915 году.

Французский инженер Ж.Л. Бретон разработал конструкцию для разрезания колючей проволоки, в изготовлении которой оказал помощь Прето. Конструкция получила название механизма Бретона-Прето. Она представляла собой ряд заостренных зубьев расположенных вертикально на цепи протянутой через блоки. Механизм приводился в действие отбором мощности у двигателя. Для испытаний своего устройства Бретон попробовал использовать пятитонный бензиновый колесный трактор «Баяк» (Bajac) установив подобный плугу механизм в его задней части. Так же на трактор положили груз, соответствующий массе возможной бронировки.

С 22 июля по 7 августа 1915 года доработанный трактор «Баяк» был продемонстрирован французской военной комиссии. Показ машины прошёл успешно, и в сентябре 1915 года 10 конструкций резака заказали для дальнейших испытаний. Комиссией было предложено установить механизм Бретона-Прето на пулеметный бронеавтомобиль «Рено» (Renault) модели 1915 года. Предлагалось проверить возможность установки конструкции, как в передней, так и в задней части машины. Но проведенные эксперименты с установкой Бретона-Прето в задней части бронеавтомобиля «Рено» выявили как сложность монтажа, так и работы механизма в целом. А очень низкая проходимость бронеавтомобиля по бездорожью поставила точку над данными разработками. Проект свернули без дальнейших попыток установки резака в передней части машины.

Испытания механизма также проходили на американском полноприводном грузовике «Джеффери» (Jeffery Quard), который использовался во французской армии в качестве артиллерийского тягача. Грузовик обладал лучшей проходимостью по сравнению с «Bajac». Испытания «Джеффери» по бездорожью, проходившие с августа по сентябрь показали ободряющие результаты, но при преодолении траншеи он застрял, и его смогли вытащить только с помощью трактора «Латиль». Бронированная версия «Джеффери» так и не вышла из стадии проекта.

Французская артиллерия считала «Деффери» крайне необходимым для ее нужд, и всячески отказывалась предоставлять грузовики для испытаний, поэтому французское командование обратило внимание на гусеничные трактора. Столь убедительным подтверждением использования именно гусеничной базы, явился трактор американской фирмы «Холт» (Holt). Тут необходимо сделать краткое отступление и рассказать подробнее об истории появления трактора, ставшего отправной точкой, для создания первых танков в Англии, Франции и Германии.

В 1892 году Бенджамин Холт открыл фирму «Holt Manufacturing Со.», которая специализировалась на производстве тракторов с паровыми двигателями. С 1894 по 1904 год было выпущено около 130 тракторов. В 1904-1905 годах «Холт» провел успешные испытания трактора с применением траков соединенных в замкнутую цепь. В 1910 году была зарегистрирована торговая марка «Caterpillar» (гусеница). В Северо-Американских соединенных штатах (САСШ) гусеничные трактора были оценены и пользовались спросом. К 1914 году фирма стала ведущей на этом рынке в САСШ. Несколько тракторов уже в 1912 году были импортированы в Европу для коммерческого использования, и компания «Холт» открыла представительства в различных странах. Старый свет не торопился признавать новшество, но все возрастающая роль средней и тяжелой артиллерии в Первой мировой войне требовала мощных механических тягачей с повышенной проходимостью.

В январе 1915 года главный инженер «Шнейдер-Ле Крезо» Е. Брилье встретился с представителем «Холта» Шнербом, который представил два трактора: стандартный с двигателем в 75 л.с. и уменьшенный вариант (так называемый «Бэйби») с мотором в 45 л.с. В мае того же года оба образца были куплены фирмой «Шнейдер » для испытаний. 16 июня 1915 года перед президентом Французской республики и командным составом артиллерийского и технического корпуса состоялся показ обоих тракторов, как средств артиллерийской тяги.

75-сильный «Холт» имел гусеничный движитель, находящийся в задней части машины, а в передней части, по центру, было расположено поворотное колесо. «Бэйби» же был полностью на гусеничном ходу. (Надо заметить, что один «Холт» с двигателем в 75 л. с. был ранее приобретен и испытан в Тунисе, в качестве артиллерийской трактора. Но это событие осталось не замеченным).

«Бэйби» произвел более благоприятное впечатление на комиссию (по сравнению с трактором в 75 л. с.), и концерн «Шнейдер-Ле Крезо» заказал из Америки 15 машин. Министерством военных дел было решено приспособить 10 тракторов под механизм Бретона. Фирма «Шнейдер» получила задание представить на испытания к февралю 1916 года «Бейби», приспособленные в качестве арттягачей, а также бронированные с вооружением.

9 декабря 1915 года в Сауане был показан бронированный «Бейби» с конструкцией Бретона-Прето. Правда, защита изготавливалась из обычной (не броневой) стали. Комиссия, состоявшая из представителей артиллерии, признала трактор в данном виде малопригодным для действий на поле боя, так как маневренность машины оставляла желать лучшего.

В дальнейшем Бретон разработал проект «Бейби», вооруженного двумя пулеметами Гочкиса: один размещался в лобовом листе корпуса, а второй во вращающейся башенке, расположенной на крыше. Пожалуй, этот проект можно считать первым французским проектом танка, который, правда, так и остался только на бумаге.

С «мертвой точки», по воплощению танка в реальность, дело сдвинул полковник Ж. Этьен (1860-1936 гг.). Он уже в 1914 году был известен как рьяный приверженец моторизации армии, и участвовал в организации французской военной авиации. Мысль о бронированной машине Этьен вынашивал еще с осени 1914 года. Насколько подробно он проработал и обосновал идею о том, что должна представлять собою данная машина и как применяться, можно судить по его докладной записке от 1 декабря 1915 года, в которой он подробно изложил характеристики «сухопутного броненосца» (Cuirasse terrestre): масса -12 т, длина - 4 м, ширина - 2,6 м, высота - 1,6 м, экипаж - 4 человека, толщина брони - 15-20 мм, вооружение - 37-мм пушка и два пулемета, двигатель - 80 л. с., скорость 3-9 км/ч, ширина преодолеваемого рва - до двух метров. По расчетам Этьена «броненосец» должен был тянуть бронированный прицеп до 7 т с 20 пехотинцами при угле подъема до 20 градусов. Предполагалось использовать такие машины внезапно и в большом количестве - атака должна была начинаться на рассвете, под прикрытием темноты или тумана, без артиллерийской подготовки, с плотностью одна машина на 100 м фронта. Задача «броненосцев» - захватить две первые линии окопов противника и обеспечить продвижение пехоты (все эти методы впоследствии не раз успешно применят англичане.)

12 декабря 1915 года Этьен предоставил свои предложения генералу для поручений Жанену, и уже 20 декабря получил разрешение Генерального штаба на постройку «броненосца». Общий проект был готов к 22 декабря, а 24 декабря Этьен в письме к главнокомандующему французской армии генералу Ж. Жоф- ФРУ уточнил принципы применения и требования к машине. 31 января 1916 года Жоффр отправил письмо статс-секретарю военного министерства с заявкой на 400 машин. Заручившись поддержкой и рекомендациями главнокомандующего, Этьен обратился к JI. Рено, но известный конструктор отказал ему. Тогда Этьен обратился в концерн «Шнейдер-Ле Крезо» уже имевший опыт в постройке артиллерийского трактора на базе «Бейби».

Дальше


Категория: Первые танки | Добавил: Ariec (13.03.2010)
Просмотров: 2319 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Найти бронемашину
Реклама
Баннерная Сеть ARMY Best Sites
Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz