Бронетехника мира    

-->Вы вошли как Гость | Группа "Гости" .Приветствую Вас  Гость 

Главная | Бронетехника | Регистрация | Вход                                                                                         

Среда, 13.12.2017, 04:24

Меню
Категории раздела
Первые танки [24]
Между войнами [33]
Вторая мировая война [63]
Послевоенное время и современность [61]
Наш опрос
Какой самый важный компонент соверменного танка по Вашему мнению?
Всего ответов: 309
Облако тегов
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Популярные статьи
Бронетехника Румынии
Дивизия СС "Лейбштандарт Адольф Гитлер"
3-я Танковая дивизия СС "Тотенкопф"
2-я танковая дивизия СС "Дас Райх"
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 3
Легкие немецкие танки Первой мировой войны
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 2
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 1
Крейсерский танк CROMWELL(Англия)
Миномет под именем «Тюльпан»
Свежие материалы
3-я Танковая дивизия СС "Тотенкопф"
2-я танковая дивизия СС "Дас Райх"
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 3
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 2
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 1
Дивизия СС "Лейбштандарт Адольф Гитлер"
Краткая история СС
Предыстория и причины появления танков
Германские танки Первой мировой войны.Итоги и уроки
Немецкие проекты 1918 года
Главная » Статьи » Танки » Между войнами

Т-35

Работы по созданию тяжелых танков начались в СССР в декабре 1930 года, когда Управление моторизации и механи­зации (УММ) РККА заключило с Главным конструкторским бюро Орудийно-оружей-но-пулеметного объединения договор на разработку проекта тяжелого танка про­рыва, получившего обозначение Т-30. Предполагалось, что это будет 50-тонная машина, вооруженная двумя 76-мм оруди­ями и пятью пулеметами. Но отсутствие отечественного опыта танкостроения не позволило создать проект полноценной боевой машины. В начале 1932 года, пос­ле выполнения эскизных чертежей и пос­тройки деревянной модели танка, все ра­боты по Т-30 были прекращены.

Парад в Москве. Красная площадь. 7 ноября 1936 г.

 

Не увенчалась успехом и попытка Автотанкодизельного отдела Экономическо­го управления ОГПУ (АТДО ЭКУ ОГПУ) «тюремного» КБ, в котором трудились арес­тованные конструкторы, — разработать в 1930 — 1931 годах проект танка прорыва массой 75 т. Как и Т-30, этот проект имел множество недостатков, исключавших воз­можность постройки такой машины.

Лишь «вмешательство» иностранных специалистов сдвинуло дело с мертвой точки. В марте 1930 года в Советский Союз прибыла из Германии группа инже­неров во главе с Эдвардом Гротте. На ле­нинградском заводе «Большевик» из них сформировали конструкторское бюро АВО-5, в состав которого и вошла эта группа. Следует отметить, что, помимо немецких, сюда вошли и молодые со­ветские инженеры. После постройки в ав­густе 1931 года танка ТГ-1 и его испыта­ний от дальнейших услуг Гротте и немец­ких инженеров по ряду причин отказались (подробнее о танке ТГ-1 и работе в СССР группы Э.Гротте можно прочитать в жур­нале «Моделист-конструктор» № 1 за 1995 г.). АВО-5 было реорганизовано, и его возглавил молодой энергичный ин­женер Н.В.Барыков, работавший ранее заместителем Гротте. В состав КБ во­шли также конструкторы М.П.Зигель, Б.А.Андрыхевич, А.Б.Гаккель, Я.В.Обухов и другие.

Новое КБ получило от УММ РККА за­дание: «К 1 августа 1932 года разрабо­тать и построить новый 35-тонный танк прорыва типа ТГ». Этой машине присвои­ли индекс Т-35. 28 февраля 1932 года за­меститель начальника УММ РККА Г.Г.Бо-кис докладывал М.Н.Тухачевскому: «Рабо­ты по Т-35 (бывший ТГ) идут ударными темпами, и срыва сроков окончания ра­бот не намечается...» При проектирова­нии Т-35 учитывался полуторалетний опыт работы над ТГ-1, а также результаты ис­пытаний немецких танков «Гросстрактор» на полигоне под Казанью и материалы ко­миссии по закупке бронетанковой техни­ки в Великобритании.

 

Сборку первого прототипа, получивше­го обозначение Т-35-1, закончили 20 ав­густа 1932 года, а 1 сентября он был по­казан представителям УММ РККА во гла­ве с Бокисом. На присутствующих маши­на произвела сильное впечатление. Внеш­не Т-35 оказался похожим на английский опытный пятибашенный танк A.I.E.I «Индепендент» фирмы «Виккерс», построен­ный в 1929 году. Традиционно считается, что Т-35 создан по типу «Индепендента», однако в архивных документах нет данных о том, что упомянутая выше комиссия, на­ходившаяся в Англии в 1930 году, интере­совалась этой машиной. Не исключено, что советские конструкторы пришли к пятиба-шенной схеме самостоятельно, независи­мо от их английских коллег.

 

В главной башне Т-35-1 должна была размещаться 76-мм танковая пушка, по­вышенной мощности ПС-3, и пулемет ДТ в шаровой установке. Но из-за отсутствия орудия в танке смонтировали его макет. В четырех малых башнях одинаковой кон­струкции располагались (по диагонали) две 37-мм пушки ПС-2 и два ДТ. Еще один пулемет ДТ установили в лобовом листе корпуса.


Танк Т-35-1 на испытаниях. Август 1932г.Хорошо видны откидные колпаки люков механика-водителя и стрелка курсового пулемета, а также смотровые щели в бортах главное башни

Ходовая часть машины применитель­но к одному борту состояла из шести опор­ных катков среднего диаметра, сгруппи­рованных попарно в три тележки, шести поддерживающих роликов, направляюще го и ведущего колес. Тележки опорных катков были сконструированы по типу под­вески танка «Гросстрактор» фирмы «Крупп». Следует отметить, что советские конструкторы значительно улучшили принцип работы подвески.

  Моторно-трансмиссионную группу Т-35-1 изготовили с учетом опыта работы над танком ТГ-1. Она состояла из двига­теля М-6, главного фрикциона, коробки передач с шестернями шевронного зацеп­ления и бортовых фрикционов. Для управ­ления ими использовалась пневматичес­кая система, что делало процесс вожде­ния машины массой 38 т чрезвычайно лег­ким. Правда, в ходе испытаний осенью 1932 года выявился ряд недостатков в силовой установке танка. Кроме того, ста­ло ясно, что для серийного производства конструкция трансмиссии и пневмоуправления является слишком сложной и доро­гой. Поэтому работы по Т-35-1 прекрати­ли, и в конце 1932 года опытный образец передали Ленинградским бронетанковым курсам усовершенствования командного состава (ЛБТКУКС) для подготовки коман­диров.

В феврале 1933 года танковое произ­водство завода «Большевик» было выде­лено в самостоятельный завод № 174 име­ни К.Е.Ворошилова. На нем КБ Н.В.Бары­кова преобразовали в Опытно-конструк­торский машиностроительный отдел — ОКМО, который и занялся, с учетом недо­статков первого, разработкой второго опытного образца — Т-35-2.

По указанию И.В.Сталина была произ­ведена унификация главных башен Т-35 и Т-28. Т-35-2 получил также новый двига­тель — М-17, другую трансмиссию и ко­робку передач. В остальном же он прак­тически не отличался от своего предшественника, если не считать измененной конструкции фальшборта и настоящей 76-мм пушки ПС-3.

Сборку машины завершили в апреле 1933 года, 1 мая она прошла во главе па­рада по площади Урицкого (так в те годы называлась Дворцовая площадь) в Ленин­граде, а Т-35-1 в это время высекал искры из брусчатки Красной площади в Москве.

Параллельно со сборкой Т-35-2 в ОКМО велась разработка чертежей серий­ного танка Т-35А. Причем первый рассмат­ривался лишь как переходный, идентич­ный в части трансмиссии серийному образцу.


Т-35-1 на Красной площади.1 мая 1933.

 

В соответствии с Постановлением Пра­вительства СССР в мае 1933 года серий­ное производство Т-35 передавалось на Харьковский паровозостроительный завод имени Коминтерна (ХПЗ). Туда в начале июня 1933 года в срочном порядке отпра­вили еще не прошедшую испытаний ма­шину Т-35-2 и всю рабочую документацию по Т-35А.

Проект последнего значительно отли­чался от обоих прототипов. Танк имел уд­линенную на одну тележку ходовую часть, малые пулеметные башни новой конструк­ции, средние башни увеличенного разме­ра с 45-мм орудиями, измененную форму корпуса и т.д. По существу, это была но­вая машина, что вызвало ряд трудностей при ее изготовлении.

К производству Т-35 подключили не­сколько заводов в том числе: Ижорс-кий (бронекорпуса), «Красный Ок-тябрь»(коробки передач), Рыбинский (двигатели). По плану Харьковского пред­приятия смежники должны были уже в июне 1933   года   начать   отгрузку своей продукции на ХПЗ, но реально они смог­ли это сделать лишь в августе. Т-35 изго­товлялся по узловому принципу — их было девять, окончательная же сборка первой машины велась на специальных козлах: она началась 18 октября 1933 года и за­кончилась к 1 ноября. После предвари­тельной обкатки танк 7 ноября принял участие в праздничном параде в Харь­кове (в то время столица Украины). В этот же день оба прототипа — Т-35-1 и Т-35-2 были показаны и на параде в Москве.

В соответствии с Постановлением Правительства СССР от 25 октября 1933 года ХПЗ должен был к 1 января 1934 года изготовить пять танков Т-35А и один Т-35Б (с двигателем М-34). К указанному сро­ку полностью готовым оказался только один танк, а еще три, хотя и были на ходу, но не имели вооружения и внутреннего оборудования. Что касается Т-35Б, то его так и не построили, хотя вопрос о про­изводстве этой машины поднимался в те­чение полутора лет.


Т-35-1 и Т-35-2 на параде в Москве. 7 ноября 1933 г.

 

Одновременно с передачей Т-35 в серийное производство встал вопрос и о его модернизации. Согласно утвержден­ной Правительством СССР 13 августа 1933 года новой системе танкового вооруже­ния «Т-35 должен быть заменен более мощным танком специального назначе­ния». Причем этим же Постановлением предусматривалось в течение всей пяти­летки производство Т-35, если к этому времени не будет окончательно решен вопрос о конструкции нового тяжелого танка.

Еще до выхода в свет этого документа Опытный завод Спецмаштреста (бывший ОКМО завода имени К.Е.Ворошилова) в мае — июне 1933 года разработал шесть вариан­тов нового тяжелого танка Т-39. На их ос­нове   предполагалось  построить  машину массой 85 — 90 т, вооруженную 45-, 76- и 107-мм пушками (в зависимости от вариан­та) и с броней толщиной 50 — 90 мм.

 

10 июня 1933 года на специальном заседании Научно-технического комитета УММ РККА эти варианты были рассмотре­ны вместе с проектами 100-тонного танка ТГ-6 (конструкции Гротте) и 70-тонного тан­ка итальянской фирмы «Ансальдо». По результатам обсуждения КБ Опытного за­вода под руководством Н.В.Барыкова и С.А.Гинзбурга разработало седьмой и вось­мой варианты Т-39, которые, в свою оче­редь, рассматривались на заседании 7 августа. Первый из них представлял со­бой 90-тонный танк с 50 — 75-мм броней, вооруженный двумя 107-мм, двумя 45-мм орудиями и пятью пулеметами. Второй отличался только вооружением — одно 152-мм, три 45-мм орудия и четыре пуле­мета. Оба варианта признали удачными и решили построить их деревянные макеты в 1/10 натуральной величины. Фотогра­фии макетов и эскизные чертежи были посланы наркому обороны К.Е.Ворошило­ву, который в декабре 1933 года докла­дывал по этому вопросу Председателю Ко­миссии Обороны СССР В.М.Молотову: «Представляя особо удачные варианты большого танка, прошу рассмотреть их на Комиссии Обороны и окончательно ре­шить — нужна ли нам вообще такая бое­вая машина взамен достаточно мощно­го, на мой взгляд, танка особого назначе­ния Т-35, который в состоянии выполнить большинство боевых задач. Производст­во опытного образца Т-39 потребует око­ло 3 млн. рублей и не менее одного года». Аргументы Ворошилова были убедитель­ными, и в начале 1934 года Комиссия Обо­роны постановила: работы по Т-39 прекра­тить, продолжать производство Т-35. Для сравнения следует заметить, что послед ний обходился «казне» в 525 тыс.рублей (за эти же деньги можно было построить девять легких танков БТ-5).

Т-35А


По плану на 1934 год ХПЗ планировал выпустить 10 машин Т-35А. Причем, учи­тывая сложность танка, УММ РККА заклю­чило с ХПЗ договор на эти машины, как на первую опытную партию. В процессе ос­воения производства завод по своей ини­циативе внес ряд изменений, как для улуч­шения конструкции танка, так и для об­легчения его изготовления. Но, несмотря на это, освоение Т-35 вызывало большие трудности: например, очень часто лома­лись траки, которые отливались из стали Гатфильда. До этого ни один завод в СССР в массовых количествах эту сталь не про­изводил, ХПЗ был первым. Кроме того, никак не удавалось устранить перегрев двигателя М-17, а картер коробки пере­дач  оказался  недостаточно прочным.

Но, помимо технических и техноло­гических, существовали и трудности другого рода. Так, начальник 2-го от­дела Научно-технического управления УММ  РККА  Свиридов,     посетивший Харьков в апреле 1934 года, доклады­вал: «Директор ХПЗ т.Бондаренко не только не мобилизует вокруг Т-35 ра­ботников завода, но и при всех воз­можных случаях дискредитирует маши­ну. На ХПЗ никто серьезно не хочет ею заниматься, за исключением КБ завода, которое действительно рабо­тает над тем, чтобы выпустить хоро­шую боевую машину».

Репрессии инженерно-технических работников тоже не способствовали быс­трому освоению производства Т-35. На­пример, в марте 1934 года на ХПЗ при­шло указание «о необходимости тщатель­ной проверки конструкторских расчетов, особенно по коробке скоростей, поскольку в ее проектировании принимал участие конструктор Андрыхевич, ныне арестованный».

Первую машину Т-35 с полностью устраненными недостатками предпола­галось сдать к 20 августа 1934 года, од­нако этот срок был заводом сорван. По этому поводу в конце августа начальник УММ РККА И.А.Халепский писал директо руХПЗ И.Бондаренко: «Сейчас приходит­ся уже говорить не об одной машине. Пе­ред Вами и мной стоит ответственная за­дача: дать к 7 ноября на парад не менее 6 машин, причем они должны быть впол­не закончены для работы в армии. Теперь не может быть никаких оправданий. Мы с Вами отвечаем за это дело как члены пар­тии. Нужно очень крепко взяться сейчас за выполнение этой задачи...» И действи­тельно, «взялись крепко» — в московском параде участвовало шесть новеньких Т-35, а к концу 1934 года были сданы армии и остальные четыре машины.

В 1935 году ХПЗ продолжал работу по совершенствованию танка, главным обра­зом его силовой установки. Улучшили сис­темы охлаждения двигателя, а на одном танке в опытном порядке установили ди­зель БД-1. На испытаниях эта машина показала себя очень неплохо, и КБ ХПЗ приступило к разработке дизельного двигателя мощностью 800 л.с. для Т-28 и Т-35. Правда, изготовленный в следу­ющем году двигатель так и не был дове­ден до нормального рабочего состояния.


Серийный образ танка Т-35А.Прослеживается отличие от прототипа

Но, пожалуй, самый существенный недостаток Т-35, снижавший его боевые качества, — сложность командования тан­ком в бою. Управлять огнем пяти башен, расположенных в два яруса, одному ко­мандиру оказалось практически невоз­можно. Недостаточная обзорность не поз­воляла ему охватить все поле боя, поэто­му командиры башен были вынуждены самостоятельно отыскивать и уничтожать цели. Для устранения этого недостатка был предпринят весьма интересный эк­сперимент. Осенью 1935 года Главное артиллерийское управление (ГАУ) по зака­зу АБТУ приступило к установке на тан­ке Т-35 системы централизованной наво­дки башен, по типу применямой на фло­те. Был разработан танковый прибор уп­равления артиллерийским огнем (ТПУАО), который в комплексе с 9-футовым морс­ким дальномером «Барр и Струд» (из чис­ла закупленных еще до революции) уста­новили на танке. При этом на главной башне появилась специальная командно-наблюдательная башенка и бронирован­ный кожух для дальномера.

Испытания машины проводили в те­чение 1936 года. По их результатам отме­чалось, что управление огнем стало бо­лее удобным, однако для обслуживания ТПУАО требовался человек, имевший спе­циальное образование, да и надежность прибора оставляла желать лучшего. Кро­ме того, громоздкий и малоудобный даль­номер сильно портил впечатление от ма­шины. Видимо, эти причины и сыграли свою роль в приостановлении работ по системе централизованной наводки для Т-35. Но в 1938 году к этой идее опять на время вернулись, чтобы вскоре окон­чательно поставить на ней крест. В отчете 1938 года говорится, что «переделка тан­ков Т-35 не представляется целесообраз­ной из-за их малого количества, высокой стоимости самого прибора и его сомнитель­ной боевой ценности в условиях современ­ной маневренной войны».

Первая серийная машина во дворе Харьковского паровозостроительного завода имени Коминтерна.

 

К началу 1936 года из войск пришло множество рекламаций, свидетельствовав­ших о недоведенности отдельных агрега­тов танка. Чтобы устранить эти недостат­ки, одну серийную машину (№ 0183-5) подвергли широкомасштабным испытани­ям. Их начали 25 апреля 1936 года в ок­рестностях Харькова на основании зада­ния Автобронетанкового управления (АБТУ) РККА (бывшее УММ) с целью проверки «боевых и технических свойств танка при работе в различных условиях». Испытания продолжались до 1 августа 1937 года. На этот период пришелся и один большой перерыв (с 12 января по 2 июля 1937 года), вызванный тем, что при переходе 12 января реки Донец танк   не поставлял неконди­ционные бронелисты (из-за нарушения тех­процесса прокатки), толщиной 23 мм вмес­то 20, привело к увеличению массы маши­ны до 52 т.

Вместе с тем стало ясно, что брониро­вание Т-35 слишком слабо и не удовлет­воряет возросшим требованиям, предъяв­ляемым к тяжелому танку прорыва. Поэ­тому Постановлением Правительства от 25 июля 1937 года ХПЗ поручалось спроекти­ровать танк Т-35 с утолщенной броней кор­пуса и башен. 7 октября 1937 года И.Бон-даренко докладывал начальнику АБТУ, что «тактико-технические требования на ука­занную машину не получены, разработка проекта ведется исходя из применения гомогенной брони следующих толщин: ло­бовые листы — 75 мм, верхний и нижний на­клонные листы носа — 30 мм, борт — 30 мм, листы шестиграна (то есть подбашен­ной коробки. — Прим.авт.) — 30 мм, дно и крыша — 15 — 20 мм, фальшборт — 15 мм, борта башен — 30 мм». Одновременно завод получил задание спроектировать танк Т-35 с башнями конической формы. Но работы велись чрезвычайно медлен­но — без того слабое, КБ ХПЗ было сильно обескровлено репрессиями, коснувшими­ся главным образом инженеров и конструк­торов. На специальном совещании по тан­кам Комиссии Обороны при СНК СССР, состоявшемся 27 марта 1938 года, кон­статировалось, что «к проектированию Т-35 (с коническими башнями) завод при­ступил с большим опозданием, только в конце февраля, несмотря на то, что задание от НКОП (Наркомата оборонной про­мышленности. — Прим. авт.) было полу­чено еще в конце сентября 1937 года. В ноябре 1937 года завод получил от АБТУ и техусловия на увеличение толщины бро­ни: борт — 40 — 45 вместо 30 мм, башни — 40 — 55 вместо 30 мм, вес машины вмес­то 55 — 60 т. Это внесло дополнительный тормоз в работу.

 

Первые серийные Т-35А на Красной площади. 1 мая 1934 г.

 

Постановлением Правительства требо­валось в текущем году выпускать серий­ные Т-35 с коническими башнями, договор же с АБТУ на 1938 год, вопреки Постанов­лению Правительства, предусматривает танки с цилиндрическими башнями».

 

Уже в ходе проектирования стало оче­видным, что при указанной толщине бро­невых листов уложиться в заданный вес — 60 т — невозможно. Поэтому КБ начало искать решение другой компоновочной схе­мы. Было предложено семь вариантов, которые при сохранении базы Т-35 разли­чались количеством башен и их раз­мещением.

 

Для ускорения проектирования нового тяжелого танка в апреле 1938 года к этой работе подключили Ленинградский Киров­ский завод с его мощной производствен­ной базой и опытом серийного производ­ства танка Т-28 и завод № 185 имени С.М.Кирова (бывший Опытный завод Спец-маштреста), кадры которого имели бога­тый опыт по созданию новых образцов боевых машин. Первый разрабатывал танк СМК-1 («Сергей Миронович Киров»), вто­рой — изделие «100» (или Т-100). Перво­начальным заданием предполагалось и в СМК-1 и в Т-100 использовать отработан­ную ходовую часть Т-35, однако в дальней­шем из-за ее громоздкости от этой идеи отказались.


1 мая 1935г.На снимке, сделанном с собора Василия Блаженного, различим прямоугольный люк в крыше главное башни - деталь, характерная для Т-35А первых серий

 

В это же время КБ ХПЗ рассматрива­ло вопрос о перевооружении Т-35 новой 76-мм пушкой Л-10 вместо КТ, но военные от этого отказались, считая, что «для реше­ния задач сопровождения пехоты хватит мощ­ности КТ, а для борьбы с бронеобъектами вполне достаточно двух 45-мм орудий».

С конца 1938 года ХПЗ перешел на вы­пуск Т-35 с башнями конической формы, несколько утолщенной броней, усиленной подвеской и увеличенной емкостью топлив­ных баков. Первые три машины этой серии сдали в феврале — апреле 1939 года, а сле­дующие три, отличавшиеся формой под­башенной коробки, — в мае — июне. У час­ти машин в нише главной башни устанав­ливался пулемет. Эти танки имели увели­ченную до 70 мм толщину брони переднего наклонного и лобового листов и до 25 мм — броню башен и подбашенной коробки. Масса машин возросла до 54 т. К этому времени уже вышли на испытания новые тяжелые СМК и Т-100, показавшие значи­тельные преимущества перед Т-35. Поэто­му Постановлением Главного военного со­вета СССР от 8 июня 1939 года танк Т-35 сняли с производства. Всего же за 1932 — 1939 годы было изготовлено два прототипа (Т-35-1 и Т-35-2) и 61 серийная машина.


Категория: Между войнами | Добавил: Ariec (05.03.2011)
Просмотров: 2435 | Рейтинг: 4.0/2
Форма входа
Найти бронемашину
Реклама
Баннерная Сеть ARMY Best Sites
Copyright MyCorp © 2017Конструктор сайтов - uCoz