Работы по
созданию тяжелых танков начались в СССР в декабре 1930 года, когда Управление
моторизации и механизации (УММ) РККА заключило с Главным конструкторским бюро
Орудийно-оружей-но-пулеметного объединения договор на разработку проекта
тяжелого танка прорыва, получившего обозначение Т-30. Предполагалось, что это
будет 50-тонная машина, вооруженная двумя 76-мм орудиями и пятью пулеметами. Но
отсутствие отечественного опыта танкостроения не позволило создать проект
полноценной боевой машины. В начале 1932 года, после выполнения эскизных
чертежей и постройки деревянной модели танка, все работы по Т-30 были
прекращены.
Парад в Москве. Красная площадь.
7 ноября 1936 г.
Не
увенчалась успехом и попытка Автотанкодизельного отдела Экономического
управления ОГПУ (АТДО ЭКУ ОГПУ) «тюремного» КБ, в котором трудились
арестованные конструкторы, — разработать в 1930 — 1931 годах проект танка
прорыва массой 75 т. Как и Т-30, этот проект имел множество недостатков,
исключавших возможность постройки такой машины.
Лишь
«вмешательство» иностранных специалистов сдвинуло дело с мертвой точки. В марте
1930 года в Советский Союз прибыла из Германии группа инженеров во главе с
Эдвардом Гротте. На ленинградском заводе «Большевик» из них сформировали
конструкторское бюро АВО-5, в состав которого и вошла эта группа. Следует
отметить, что, помимо немецких, сюда вошли и молодые советские инженеры. После
постройки в августе 1931 года танка ТГ-1 и его испытаний от дальнейших услуг
Гротте и немецких инженеров по ряду причин отказались (подробнее о танке ТГ-1 и
работе в СССР группы Э.Гротте можно прочитать в журнале «Моделист-конструктор»
№ 1 за 1995 г.). АВО-5 было реорганизовано, и его возглавил молодой энергичный
инженер Н.В.Барыков, работавший ранее заместителем Гротте. В состав КБ вошли
также конструкторы М.П.Зигель, Б.А.Андрыхевич, А.Б.Гаккель, Я.В.Обухов и другие.
Новое КБ
получило от УММ РККА задание: «К 1 августа 1932 года разработать и построить
новый 35-тонный танк прорыва типа ТГ». Этой машине присвоили индекс Т-35. 28
февраля 1932 года заместитель начальника УММ РККА Г.Г.Бо-кис докладывал
М.Н.Тухачевскому: «Работы по Т-35 (бывший ТГ) идут ударными темпами, и срыва
сроков окончания работ не намечается...» При проектировании Т-35 учитывался
полуторалетний опыт работы над ТГ-1, а также результаты испытаний немецких
танков «Гросстрактор» на полигоне под Казанью и материалы комиссии по закупке
бронетанковой техники в Великобритании.
Сборку
первого прототипа, получившего обозначение Т-35-1, закончили 20 августа 1932
года, а 1 сентября он был показан представителям УММ РККА во главе с Бокисом.
На присутствующих машина произвела сильное впечатление. Внешне Т-35 оказался
похожим на английский опытный пятибашенный танк
A.I.E.I
«Индепендент» фирмы «Виккерс», построенный в 1929 году. Традиционно считается,
что Т-35 создан по типу «Индепендента», однако в архивных документах нет данных
о том, что упомянутая выше комиссия, находившаяся в Англии в 1930 году,
интересовалась этой машиной. Не исключено, что советские конструкторы пришли к
пятиба-шенной схеме самостоятельно, независимо от их английских коллег.
В главной
башне Т-35-1 должна была размещаться 76-мм танковая пушка, повышенной мощности
ПС-3, и пулемет ДТ в шаровой установке. Но из-за отсутствия орудия в танке
смонтировали его макет. В четырех малых башнях одинаковой конструкции
располагались (по диагонали) две 37-мм пушки ПС-2 и два ДТ. Еще один пулемет ДТ
установили в лобовом листе корпуса.
Танк Т-35-1 на испытаниях. Август
1932г.Хорошо видны откидные колпаки люков механика-водителя и стрелка курсового
пулемета, а также смотровые щели в бортах главное башни
Ходовая
часть машины применительно к одному борту состояла из шести опорных катков
среднего диаметра, сгруппированных попарно в три тележки, шести поддерживающих
роликов, направляюще го и ведущего колес. Тележки опорных катков были
сконструированы по типу подвески танка «Гросстрактор» фирмы «Крупп». Следует
отметить, что советские конструкторы значительно улучшили принцип работы
подвески.
Моторно-трансмиссионную группу Т-35-1 изготовили с учетом опыта работы над
танком ТГ-1. Она состояла из двигателя М-6, главного фрикциона, коробки передач
с шестернями шевронного зацепления и бортовых фрикционов. Для управления ими
использовалась пневматическая система, что делало процесс вождения машины
массой 38 т чрезвычайно легким. Правда, в ходе испытаний осенью 1932 года
выявился ряд недостатков в силовой установке танка. Кроме того, стало ясно, что
для серийного производства конструкция трансмиссии и пневмоуправления является
слишком сложной и дорогой. Поэтому работы по Т-35-1 прекратили, и в конце 1932
года опытный образец передали Ленинградским бронетанковым курсам
усовершенствования командного состава (ЛБТКУКС) для подготовки командиров.
В феврале
1933 года танковое производство завода «Большевик» было выделено в
самостоятельный завод № 174 имени К.Е.Ворошилова. На нем КБ Н.В.Барыкова
преобразовали в Опытно-конструкторский машиностроительный отдел — ОКМО, который
и занялся, с учетом недостатков первого, разработкой второго опытного образца —
Т-35-2.
По
указанию И.В.Сталина была произведена унификация главных башен Т-35 и Т-28.
Т-35-2 получил также новый двигатель — М-17, другую трансмиссию и коробку
передач. В остальном же он практически не отличался от своего предшественника,
если не считать измененной конструкции фальшборта и настоящей 76-мм пушки ПС-3.
Сборку
машины завершили в апреле 1933 года, 1 мая она прошла во главе парада по
площади Урицкого (так в те годы называлась Дворцовая площадь) в Ленинграде, а
Т-35-1 в это время высекал искры из брусчатки Красной площади в Москве.
Параллельно со сборкой Т-35-2 в ОКМО велась разработка чертежей серийного танка
Т-35А. Причем первый рассматривался лишь как переходный, идентичный в части
трансмиссии серийному образцу.
Т-35-1 на Красной площади.1 мая
1933.
В
соответствии с Постановлением Правительства СССР в мае 1933 года серийное
производство Т-35 передавалось на Харьковский паровозостроительный завод имени
Коминтерна (ХПЗ). Туда в начале июня 1933 года в срочном порядке отправили еще
не прошедшую испытаний машину Т-35-2 и всю рабочую документацию по Т-35А.
Проект
последнего значительно отличался от обоих прототипов. Танк имел удлиненную на
одну тележку ходовую часть, малые пулеметные башни новой конструкции, средние
башни увеличенного размера с 45-мм орудиями, измененную форму корпуса и т.д. По
существу, это была новая машина, что вызвало ряд трудностей при ее
изготовлении.
К
производству Т-35 подключили несколько заводов в том числе: Ижорс-кий
(бронекорпуса), «Красный Ок-тябрь»(коробки передач), Рыбинский (двигатели). По
плану Харьковского предприятия смежники должны были уже в июне 1933 года
начать отгрузку своей продукции на ХПЗ, но реально они смогли это сделать
лишь в августе. Т-35 изготовлялся по узловому принципу — их было девять,
окончательная же сборка первой машины велась на специальных козлах: она началась
18 октября 1933 года и закончилась к 1 ноября. После предварительной обкатки
танк 7 ноября принял участие в праздничном параде в Харькове (в то время
столица Украины). В этот же день оба прототипа — Т-35-1 и Т-35-2 были показаны и
на параде в Москве.
В
соответствии с Постановлением Правительства СССР от 25 октября 1933 года ХПЗ
должен был к 1 января 1934 года изготовить пять танков Т-35А и один Т-35Б (с
двигателем М-34). К указанному сроку полностью готовым оказался только один
танк, а еще три, хотя и были на ходу, но не имели вооружения и внутреннего
оборудования. Что касается Т-35Б, то его так и не построили, хотя вопрос о
производстве этой машины поднимался в течение полутора лет.
Т-35-1 и Т-35-2 на параде в
Москве. 7 ноября 1933 г.
Одновременно с передачей Т-35 в серийное производство встал вопрос и о его
модернизации. Согласно утвержденной Правительством СССР 13 августа 1933 года
новой системе танкового вооружения «Т-35 должен быть заменен более мощным
танком специального назначения». Причем этим же Постановлением
предусматривалось в течение всей пятилетки производство Т-35, если к этому
времени не будет окончательно решен вопрос о конструкции нового тяжелого танка.
Еще до
выхода в свет этого документа Опытный завод Спецмаштреста (бывший
ОКМО завода имени К.Е.Ворошилова) в мае —
июне 1933 года разработал шесть вариантов нового тяжелого танка Т-39. На
их основе предполагалось построить машину массой 85 — 90 т, вооруженную
45-, 76- и 107-мм пушками (в зависимости от варианта) и с броней толщиной 50 —
90 мм.
10 июня
1933 года на специальном заседании Научно-технического комитета УММ РККА эти
варианты были рассмотрены вместе с проектами 100-тонного танка ТГ-6
(конструкции Гротте) и 70-тонного танка итальянской фирмы «Ансальдо». По
результатам обсуждения КБ Опытного завода под руководством Н.В.Барыкова и
С.А.Гинзбурга разработало седьмой и восьмой варианты Т-39, которые, в свою
очередь, рассматривались на заседании 7 августа. Первый из них представлял
собой 90-тонный танк с 50 — 75-мм броней, вооруженный двумя 107-мм, двумя 45-мм
орудиями и пятью пулеметами. Второй отличался только вооружением — одно 152-мм,
три 45-мм орудия и четыре пулемета. Оба варианта признали удачными и решили
построить их деревянные макеты в 1/10 натуральной величины. Фотографии макетов
и эскизные чертежи были посланы наркому обороны К.Е.Ворошилову, который в
декабре 1933 года докладывал по этому вопросу Председателю Комиссии Обороны
СССР В.М.Молотову: «Представляя особо удачные варианты большого танка, прошу
рассмотреть их на Комиссии Обороны и окончательно решить — нужна ли нам вообще
такая боевая машина взамен достаточно мощного, на мой взгляд, танка особого
назначения Т-35, который в состоянии выполнить большинство боевых задач.
Производство опытного образца Т-39 потребует около 3 млн. рублей и не менее
одного года». Аргументы Ворошилова были убедительными, и в начале 1934 года
Комиссия Обороны постановила: работы по Т-39 прекратить, продолжать
производство Т-35. Для сравнения следует заметить, что послед ний обходился
«казне» в 525 тыс.рублей (за эти же деньги можно было построить девять легких
танков БТ-5).
Т-35А
По плану
на 1934 год ХПЗ планировал выпустить 10 машин Т-35А. Причем, учитывая сложность
танка, УММ РККА заключило с ХПЗ договор на эти машины, как на первую опытную
партию. В процессе освоения производства завод по своей инициативе внес ряд
изменений, как для улучшения конструкции танка, так и для облегчения его
изготовления. Но, несмотря на это, освоение Т-35 вызывало большие трудности:
например, очень часто ломались траки, которые отливались из стали Гатфильда. До
этого ни один завод в СССР в массовых количествах эту сталь не производил, ХПЗ
был первым. Кроме того, никак не удавалось устранить перегрев двигателя М-17, а
картер коробки передач оказался недостаточно прочным.
Но, помимо
технических и технологических, существовали и трудности другого рода. Так,
начальник 2-го отдела Научно-технического управления УММ РККА Свиридов,
посетивший Харьков в апреле 1934 года, докладывал: «Директор ХПЗ т.Бондаренко
не только не мобилизует вокруг Т-35 работников завода, но и при всех возможных
случаях дискредитирует машину. На ХПЗ никто серьезно не хочет ею заниматься, за
исключением КБ завода, которое действительно работает над тем, чтобы выпустить
хорошую боевую машину».
Репрессии
инженерно-технических работников тоже не способствовали быстрому освоению
производства Т-35. Например, в марте 1934 года на ХПЗ пришло указание «о
необходимости тщательной проверки конструкторских расчетов, особенно по коробке
скоростей, поскольку в ее проектировании принимал участие конструктор Андрыхевич,
ныне арестованный».
Первую машину Т-35 с полностью устраненными недостатками предполагалось сдать к
20 августа 1934 года, однако этот срок был заводом сорван. По этому поводу в
конце августа начальник УММ РККА И.А.Халепский писал директо руХПЗ И.Бондаренко:
«Сейчас приходится уже говорить не об одной машине. Перед Вами и мной стоит
ответственная задача: дать к 7 ноября на парад не менее 6 машин, причем они
должны быть вполне закончены для работы в армии. Теперь не может быть никаких
оправданий. Мы с Вами отвечаем за это дело как члены партии. Нужно очень крепко
взяться сейчас за выполнение этой задачи...» И действительно, «взялись крепко»
— в московском параде участвовало шесть новеньких Т-35, а к концу 1934 года были
сданы армии и остальные четыре машины.
В 1935
году ХПЗ продолжал работу по совершенствованию танка, главным образом его
силовой установки. Улучшили системы охлаждения двигателя, а на одном танке в
опытном порядке установили дизель БД-1. На испытаниях эта машина показала себя
очень неплохо, и КБ ХПЗ приступило к разработке дизельного двигателя мощностью
800 л.с. для Т-28 и Т-35. Правда, изготовленный в следующем году двигатель так
и не был доведен до нормального рабочего состояния.
Серийный образ танка
Т-35А.Прослеживается отличие от прототипа
Но,
пожалуй, самый существенный недостаток Т-35, снижавший его боевые качества, —
сложность командования танком в бою. Управлять огнем пяти башен, расположенных
в два яруса, одному командиру оказалось практически невозможно. Недостаточная
обзорность не позволяла ему охватить все поле боя, поэтому командиры башен
были вынуждены самостоятельно отыскивать и уничтожать цели. Для устранения этого
недостатка был предпринят весьма интересный эксперимент. Осенью 1935 года
Главное артиллерийское управление (ГАУ) по заказу АБТУ приступило к установке
на танке Т-35 системы централизованной наводки башен, по типу применямой на
флоте. Был разработан танковый прибор управления артиллерийским огнем (ТПУАО),
который в комплексе с 9-футовым морским дальномером «Барр и Струд» (из числа
закупленных еще до революции) установили на танке. При этом на главной башне
появилась специальная командно-наблюдательная башенка и бронированный кожух для
дальномера. Испытания
машины проводили в течение 1936 года. По их результатам отмечалось, что
управление огнем стало более удобным, однако для обслуживания ТПУАО требовался
человек, имевший специальное образование, да и надежность прибора оставляла
желать лучшего. Кроме того, громоздкий и малоудобный дальномер сильно портил
впечатление от машины. Видимо, эти причины и сыграли свою роль в
приостановлении работ по системе централизованной наводки для Т-35. Но в 1938
году к этой идее опять на время вернулись, чтобы вскоре окончательно поставить
на ней крест. В отчете 1938 года говорится, что «переделка танков Т-35 не
представляется целесообразной из-за их малого количества, высокой стоимости
самого прибора и его сомнительной боевой ценности в условиях современной
маневренной войны».
Первая серийная машина во дворе
Харьковского паровозостроительного завода имени Коминтерна.
К началу
1936 года из войск пришло множество рекламаций, свидетельствовавших о
недоведенности отдельных агрегатов танка. Чтобы устранить эти недостатки, одну
серийную машину (№ 0183-5) подвергли широкомасштабным испытаниям. Их начали 25
апреля 1936 года в окрестностях Харькова на основании задания
Автобронетанкового управления (АБТУ) РККА (бывшее УММ) с целью проверки «боевых
и технических свойств танка при работе в различных условиях». Испытания
продолжались до 1 августа 1937 года. На этот период пришелся и один большой
перерыв (с 12 января по 2 июля 1937 года), вызванный тем, что при переходе 12
января реки Донец танк не поставлял некондиционные бронелисты (из-за
нарушения техпроцесса прокатки), толщиной 23 мм вместо 20, привело к
увеличению массы машины до 52 т.
Вместе с
тем стало ясно, что бронирование Т-35 слишком слабо и не удовлетворяет
возросшим требованиям, предъявляемым к тяжелому танку прорыва. Поэтому
Постановлением Правительства от 25 июля 1937 года ХПЗ поручалось спроектировать
танк Т-35 с утолщенной броней корпуса и башен. 7 октября 1937 года
И.Бон-даренко докладывал начальнику АБТУ, что «тактико-технические требования на
указанную машину не получены, разработка проекта ведется исходя из применения
гомогенной брони следующих толщин: лобовые листы — 75 мм, верхний и нижний
наклонные листы носа — 30 мм, борт — 30 мм, листы шестиграна (то есть
подбашенной коробки. — Прим.авт.) — 30 мм, дно
и крыша — 15 — 20 мм, фальшборт — 15 мм,
борта башен — 30 мм». Одновременно завод получил задание спроектировать
танк Т-35 с башнями конической формы. Но работы велись чрезвычайно медленно —
без того слабое, КБ ХПЗ было сильно обескровлено репрессиями, коснувшимися
главным образом инженеров и конструкторов. На специальном совещании по танкам
Комиссии Обороны при СНК СССР, состоявшемся 27 марта 1938 года,
констатировалось, что «к проектированию Т-35 (с коническими башнями) завод
приступил с большим опозданием, только в конце февраля, несмотря на то, что
задание от НКОП (Наркомата оборонной промышленности. — Прим. авт.) было
получено еще в конце сентября 1937 года. В ноябре 1937 года завод получил от
АБТУ и техусловия на увеличение толщины брони: борт — 40 — 45 вместо 30 мм,
башни — 40 — 55 вместо 30 мм, вес машины вместо 55 — 60 т. Это внесло
дополнительный тормоз в работу.
Первые
серийные Т-35А на Красной площади. 1 мая 1934 г.
Постановлением Правительства требовалось в текущем году выпускать серийные
Т-35 с коническими башнями, договор же с АБТУ на 1938 год, вопреки
Постановлению Правительства, предусматривает танки с цилиндрическими башнями».
Уже в ходе
проектирования стало очевидным, что при указанной толщине броневых листов
уложиться в заданный вес — 60 т — невозможно. Поэтому КБ начало искать решение
другой компоновочной схемы. Было предложено семь вариантов, которые при
сохранении базы Т-35 различались количеством башен и их размещением.
Для
ускорения проектирования нового тяжелого танка в апреле 1938 года к этой работе
подключили Ленинградский Кировский завод с его мощной производственной базой и
опытом серийного производства танка Т-28 и завод № 185 имени С.М.Кирова (бывший
Опытный завод Спец-маштреста), кадры которого имели богатый опыт по созданию
новых образцов боевых машин. Первый разрабатывал танк СМК-1 («Сергей Миронович
Киров»), второй — изделие «100» (или Т-100). Первоначальным заданием
предполагалось и в СМК-1 и в Т-100 использовать отработанную ходовую часть
Т-35, однако в дальнейшем из-за ее громоздкости от этой идеи отказались.
1 мая
1935г.На снимке, сделанном с собора Василия Блаженного, различим прямоугольный
люк в крыше главное башни - деталь, характерная для Т-35А первых серий
В это же
время КБ ХПЗ рассматривало вопрос о перевооружении Т-35 новой 76-мм пушкой Л-10
вместо КТ, но военные от этого отказались, считая, что «для решения
задач сопровождения пехоты хватит мощности КТ, а для борьбы с
бронеобъектами вполне достаточно двух 45-мм орудий».
С конца
1938 года ХПЗ перешел на выпуск Т-35 с башнями конической формы, несколько
утолщенной броней, усиленной подвеской и увеличенной емкостью топливных баков.
Первые три машины этой серии сдали в феврале — апреле 1939 года, а следующие
три, отличавшиеся формой подбашенной коробки, — в мае — июне. У части машин в
нише главной башни устанавливался пулемет. Эти танки имели увеличенную до 70
мм толщину брони переднего наклонного и лобового листов и до 25 мм — броню башен
и подбашенной коробки. Масса машин возросла до 54 т. К этому времени уже вышли
на испытания новые тяжелые СМК и Т-100, показавшие значительные преимущества
перед Т-35. Поэтому Постановлением Главного военного совета СССР от 8 июня
1939 года танк Т-35 сняли с производства. Всего же за 1932 — 1939 годы было
изготовлено два прототипа (Т-35-1 и Т-35-2) и 61 серийная машина.
|