Бронетехника мира    

-->Вы вошли как Гость | Группа "Гости" .Приветствую Вас  Гость 

Главная | Бронетехника | Регистрация | Вход                                                                                         

Четверг, 21.11.2024, 23:03

Меню
Категории раздела
Первая мировая война [6]
Между войнами(локальные конфликты) [3]
Вторая мировая войны [2]
Послевоенные конфликты [0]
Современное применение танков [1]
Наш опрос
Лучший тяжёлый танк Второй Мировой Войны
Всего ответов: 916
Облако тегов
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Популярные статьи
Бронетехника Румынии
Дивизия СС "Лейбштандарт Адольф Гитлер"
3-я Танковая дивизия СС "Тотенкопф"
2-я танковая дивизия СС "Дас Райх"
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 3
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 2
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 1
Легкие немецкие танки Первой мировой войны
Миномет под именем «Тюльпан»
Крейсерский танк CROMWELL(Англия)
Свежие материалы
3-я Танковая дивизия СС "Тотенкопф"
2-я танковая дивизия СС "Дас Райх"
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 3
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 2
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 1
Дивизия СС "Лейбштандарт Адольф Гитлер"
Краткая история СС
Предыстория и причины появления танков
Германские танки Первой мировой войны.Итоги и уроки
Немецкие проекты 1918 года
Главная » Статьи » Танки в бою » Первая мировая война

Примение танков Mk.I-VI_2

Повторение атаки 9 августа стоило по­тери 39 танков из 145 (27%). Батальон J к северу от Соммы ввел в бой 16 танков, и поставленные задачи ценой потери 5 машин были выполнены. К югу от Сом­мы действовали 5-я и 4-я танковые бри­гады, 3-я бригада так и не смогла помочь кавалерийскому корпусу. Наступление 4-й канадской и 32-й английской дивизий 10 августа южнее Соммы поддержали 43 танка, из которых 23 были подбиты. Ата­ка началась при дневном свете без ог­невого вала и дымовой завесы. Преодо­левая старые заросшие окопы, некото­рые танки сбились с направления, пехоту,огнем. 13 августа наступление останови­лось. С 8 по 13 августа из участвовав­ших в боях 688 танков союзников из строя выбыло 480.


21 августа англичане начали сражение у Бапома. Танки 1-й и 2-й бригад эшело­нировали в соответствии с возможнос­тями машин: два батальона МкIV дей­ствовали до второго рубежа атаки, бата­льон МкV и батальон МкV* наступали на второй рубеж и продвигались до желез­ной дороги Альбер — Аррас, два баталь­она средних Мк А действовали за желез­ной дорогой. 22 августа танкисты успеш­но поддержали атаку ill корпуса, при этом вновь возглавив ее и нарушив указания следовать за пехотой. 24 августа 1-я, 3-я и 4-я танковые бригады приняли уча­стие в продолжавшемся наступлении 3-й и 4-й армий. Так, 11 МкV*. пройдя более 9 км, с ходу вступили в бой на фронте 56-й пехотной дивизии, причем одному из них пришлось за 25 часов пройти 36,5 км — как видим, надежность танков заметно возросла.

Появились и некоторые технические новинки. Скажем, для преодоления ши­роких окопов танки МкV вместо тяже­лых фашин использовали облегченные призматические каркасы (cribs). К поста­новке дымовых завес привлекались авиация и инженерные части. На марше в танках оставались только командиры и водители, остальных членов экипажей перевозили грузовиками.

25 августа, с началом второго сраже­ния у Арраса, два батальона МкVпод­держивали действия французских час­тей, батальон МкIV и батальон Мк А —английских.

Сопротивление немцев было слабым, и прорыв осуществили сравнительно легко. 4 сентября танковые батальоны отвели в тыл, но возобновить боевые действия им пришлось уже через две не­дели.

26 сентября войска Антанты перешли в общее наступление, и на следующий день 1-я, 3-я и 4-я английские армии на­чали прорыв германских позиций на фронте 26 км от Скарпа до западного берега Мааса. В очередной разреорга­низованный Танковый корпус принял участие в новой атаке на линию «Зиг­фрид» на фронте Камбрэ — Ла-Ла-Ферчетырьмя батальонами МкV, батальоном
Мк
IV и батальоном Мк А. 15 МкIVбата­льона G атаковали с канадским корпу­сом деревню Бурлон, один из них подо­рвался на мине, два были выведены из строя артиллерией. 26 МкV батальона
R, действуя с XVII и VI корпусами, дос­тигли целей, потеряв при этом 11 ма­шин. Многим танкам пришлось преодо­леть сухой канал и эскарп высотой до 2,7 м. Действия VI корпуса, поддержан­
ные 12 Мк
V батальона К, успеха не име­ли. 12 МкV батальона Dподдерживали атаку 27-й американской дивизии, но встретили серьезное сопротивление и отступили. 28 сентября 6 МкIV участвовали в местном бою за деревню Район-кур, а 29-го 7 МкV батальона К с пехо­той V корпуса захватили деревни Гоне-лье и Виллер-Гислен.

После прорыва фронта во Фландрии германские армии отошли на вторую оборонительную полосу(позиции «Гер­ман», «Гундинг», «Брунгильда», «Кримгильда»). 29 сентября на фронте 4-й ан­глийской армии пошли в бой 175 тан­ков. Танки 3-й танковой бригады обошли Сен-Кантенский канал и помогли IX кор­пусу захватить Маньи. Танки 4-й и 5-й бригад преодолели германские позиции без пехоты и понесли серьезные поте­ри. 3 октября 32-я и 46-я пехотные ди­визии с 60 танками 5-й бригады насту­пали на фронте Секарт— Бони, но про­двинулись незначительно.

5 октября началось наступление на фронте Камбре — Сен-Кантен. Атака 25-й дивизии с 6 МкV батальона D на Боревуар не удалась — свежая пехота еще не умела взаимодействовать с тан­ками. Более удачно действовали привык­шие к танкам австралийцы, атаковав с 12 МкV* Монбрэн. 8 октября около Нирньи произошел второй бой танков с танка­ми — 4 МкIV роты А батальона L встре­тили 4 МкIV (один «самец» и три «сам­ки») германского «штурмового отделе­ния». Занятно, что «самец-ренегат» был подбит англичанами из захваченной гер­манской полевой пушки. «Самки» ото­шли. Но и английская рота потеряла в бою все машины, кроме одной, и 19 человек убитыми. За 4 дня англичане прорвали линию «Зигфрид» на фронте до 48 км и на глубину до 32 км.

Германские армии отступили на линию Антверпен — Маас. 17 октября у реки Селль к югу от Ле-Като действовали два батальона МкV* (и батальон МкV). Для создания брода каждый из 48 танков нес плетеную фашину. На восточном берегу танки встретили слабое сопротивление. Три дня спустя 4 танка батальона К пре­одолели ту же реку по подготовленному саперами за ночь подводному мосту из шпал.

Дальнейшее наступление союзников развивалось вяло — Германия уже за­просила перемирия. Тем не менее бои продолжались. 23 октября 37 танков про­вели ночную атаку на фронте 3-й и 4-й армий к югу и к северу от Ле-Като. Хотя противник поставил газовую завесу, тан­ки достигли целей и проделали для пе­хоты проходы в заграждениях. На сле­дующий день 6 МкV* поддержали про­движение 18-й и 25-й дивизий возле Роберсара.

Англичане стремились использовать новую технику как можно чаще. В резуль­тате к началу ноября танки опять «ис­сякли» и на фронте действовала свод­ная бригада из шести сильно ослаблен­ных батальонов. В этих условиях англичане порой просто использовали «танкобоязнь» германских частей. Так, вблизи Ландреси германская  пехота сдалась двум танкам снабжения. Не без эффекта выводили «в бой» позади пе­хоты и макеты танков из реек и холста, толкаемые изнутри мулом.


4 ноября во время сражения у Мобежа состоялась последняя в Первой ми­ровой войне атака тяжелых танков. В бой ввели 37 машин. Наступление имело ог­раниченные цели и прошло достаточно успешно. 6 декабря «Остины» 17-го батальона перевезли флаг Танкового кор­пуса через Рейн по Мосту Гогенцоллернов. Всего с 9 августа до 11 ноября 1918 го­да Танковый корпус потерял убитыми и ранеными 598 офицеров и 2557 ниж­них чинов, то есть 33% личного соста­ва — по тем временам, немного. Исполь­зование танков несколько сократило по­тери английских войск и облегчило им боевую работу. При этом работа самих танкистов ничуть не стала легче.



Тяжелые английские танки повоева­ли и в пустыне. Еще в декабре 1916 года отряд из 8 танков МкI и МкII отправили морем в Египет. К первому сражению при Газе они опоздали. Готовясь ко вто­рому сражению, танки по 2 — 4 единицы распределили между пехотными диви­зиями, атакующими гребни Шейх-Аббас и Мансара к югу от Газы, прикрывавшей луть из Египта в Палестину. 17 апреля танки пошли в бой, причем один был по­врежден прямым попаданием снаряда. 19 апреля при артиллерийской поддер­жке с кораблей они безуспешно атако­вали Али-Эль-Мунтер. Один танк повре­дил гусеницу, один провалился в рыт­вину, и его засыпало песком, один попал в руки турок. Командованию здесь со­вершенно не были известны особенно­сти применения танков, машины ввели в бой на фронте 8 км без разведки, по­ставили им столько задач, сколько во Франции дали бы двум танковым бата­льонам.

Позже, в конце октября 1917 года в Египет направили еще три МкIV. Вмес­те с прибывшими ранее машинами их ввели в бой на фронте XXI корпуса между холмом Умбрелла и берегом моря к западу от Газы («третье сражение при Газе»). 6 машин придали по 1 — 2 еди­ницы пехотным бригадам, назначив им 29 целей, 2 оставили в резерве. Атака проводилась ночью с 1 на 2 ноября под прикрытием огневого вала. Дым и пыль затмевали лунный свет, и направление движения экипажи выдерживали по ком­пасу. Один танк заблудился и вернулся обратно, 4 вышли из строя, увязнув, по­вредив гусеницы или из-за пожара, но потери экипажей были невелики — 1 уби­тый и 2 раненых. Весной 1918 года тан­ки передали артиллерийскому управле­нию в Александрии, а экипажи вернули в Англию для переподготовки — во Франции разворачивалось германское наступление. Тогда танки не показали в пустыне своих возможностей, гораздо эффективнее здесь действовали броне­автомобили.

Немалую работу проделали так назы­ваемые «спасательные отряды» или «полевые танковые роты», куда входили бригады мастеровых, а также тягачи раз­ных марок. Отсутствие опыта компенси­ровалось изобретательностью и иници­ативой, тем более достойными уваже­ния, что работать часто приходилось на поле боя под огнем противника или по ночам. Так, после неудачи под Ипром спасательные роты эвакуировали в тыл около 190 танков. С машин, не подле­жащих эвакуации, снимали уцелевшие спонсоны, двигатели, агрегаты транс­миссии, гусеницы. Только с 8 августа до 11 ноября 1918 года полевые «спаса­тельные отряды» смогли эвакуировать с поля боя 887 танков: 15 из них отнесли к безвозвратным потерям, 559 отремон­тировали в походных мастерских, 313 отправили в Центральные мастерские (204 затем вернулись на фронт). Таким образом, была заложена основа танко-ремонтной службы.



 

 Боевую работу английских танкистов оценили по достоинству. В 1932 году Танковый корпус получил титул Королев­ского, а в его эмблему вошел силуэт тя­желого ромбовидного танка. Однако ин­терес военного и государственного ру­ководства к танкам по окончании войны резко упал. Возродились утверждения, что танки сделали свое дело, что «вре­мя танка пришло и ушло». Не только под­готовленный Фуллером «План 1919», но и многие перспективные опытно-конст­рукторские разработки и проекты оста­лись на бумаге.

Большую часть своих танков англича­не разобрали, оставив лишь последние модели для опытных и учебных целей. Первыми сокращению подверглись МкIV, в основном «самки». Их разоружили, сня­ли приводные цепи, органы управления и установили в качестве «монументов по­беды» в ряде британских городов. Один такой танк сохранился в г.Эмфорде (графство Кент). Две «самки» МкIV, сняв с них пулеметы, оборудовали пассажир­ской платформой над корпусом и катали на них публику на юж­ных курортах Анг­лии — так организа­ция бывших офицеров Танкового корпуса за­рабатывала на жизнь. На службе оставили МкV и МкV*, но уже в 1920 году их призна­ли устаревшими и стали списывать или передавать другим странам.

Если сокращение материальной части еще было оправдано, то с резким сокраще­нием Танкового кор­пуса и структур, ве­давших разработкой и испытаниями тан­ков, свертыванием центров и школ для подготовки танкистов англичане явно по­спешили. Долгая дискуссия в британской военной верхушке о «полезности» танков надолго задержала развитие английско­го танкостроения и бронетанковых войск. К концу 20-х годов англичане отказались и от создания «слишком дорогих» тяже­лых танков. Наверстывать упущенное в проектировании пришлось в 1934— 1940 годах, а в производстве — уже в ходе Вто­рой мировой войны.

Офицеры Танкового корпуса отстаива­ли танки и как новое боевое средство, и как род войск, создавали теорию их при­менения. Среди них — бывший командир корпуса генерал Эллис, бывший началь­ник штаба полковник (впоследствии — ге­нерал) Дж.Фуллер, начальник оператив­ного отдела майор (впоследствии — так­же генерал) Дж.Мартель. Фуллер стал одним из наиболее известных военных теоретиков и историков XX века, чьи кни­ги и статьи оказали большое влияние на военную мысль и практические работы по механизации армий многих стран, Мар-тель—одним из видных практиков тан­костроения.

Последний раз применить ромбовид­ные танки попытались в 1940 году, когда Англия ожидала вторжения. МкV из Бо-вингтонского музея установили в качестве огневой точки на дороге в Вэрхем, допол­нив его вооружение пулеметом «Льюис» на зенитной стойке-вертлюге. Но герман­ская операция «Зеелеве», как известно, не состоялась.

К настоящему времени в Танковом му­зее в Бовингтоне осталось около десятка английских танков Первой мировой вой­ны разных марок (включая «Маленького Вилли»).

Помимо британской армии тяжелые английские танки, как во время Первой мировой войны, так и после нее, состоя­ли на вооружении целого ряда государств. Первыми, как это ни парадоксально, анг­лийскими боевыми машинами обзавелись немцы.Часть захваченных у КамбрэМкIV они отремонтировали и перевооружили 57-мм пушками Максима-Норденфельда и 7,92-мм пулеметами MG.08/15. Такие танки, получившие обозначение «BeutepanzerwagenIV», и неперевооруженные МкIV состояли на вооружении пяти штурмовых отделений. Всего рейхс­вер использовал в боях  1918 года 30трофейных МкIV. В Германии же танки впервые «вышли на улицы» — их приме­нили при подавлении революционных выступлений в 1919 году. Затем, соглас­но Версальскому договору, боевые ма­шины были разобраны.

23 сентября 1917 года решение о фор­мировании собственного Танкового кор­пуса приняли американцы. В мае 1918 года был утвержден штат из 15 бригад, каждая по 2 легких и 1 тяжелому батальо­ну. Вскоре в английский лагерь в Бовинг­тоне из США прибыл для обучения 301-й тяжелый батальон. Его укомплектовали танками МкV* и 24 августа отправили во Францию, где придали 1-й британской танковой бригаде. В Бовингтоне подгото­вили также экипажи для 302-го и 303-го американских батальонов и две спаса­тельные танковые роты, но в боях они уча­стия не принимали.

Утром 29 сентября 301-й батальон поддерживал атаку 27-й и 30-й амери­канских пехотных дивизий к востоку от Белинкурского тоннеля. Но только одно­му танку удалось перейти тоннель, ос­тальные попали на старое английское минное поле. В итоге у 10 танков были разворочены днища, а большая часть эки­пажей погибла. Из 34 машин на сборный пункт вернулись только 10. Но уже 8 ок­тября американские танкисты с успехом поддержали атаку II американского кор­пуса к северо-западу от Бранкура. Прав­да, из 20 машин, пошедших в бой, толь­ко 11 добрались до назначенного рубежа. Короткая боевая служба 301-го ба­тальона завершилась 23 октября, когда 9 танков поддержали ночную атаку 1-й и 6-й британских дивизий в окрестностях Базюэля. Бой начался в 1.20 ночи, и тан­ки практически без потерь подавили опорные пункты противника. Германская артиллерия обстреляла их газовыми сна­рядами. Действие танков замедлилось, среди танкистов оказалось несколько легко отравленных.

В феврале 1918 года инициатор со­здания и первый командующий француз­скими танковыми частями генерал Этьен заявил о необходимости создания тя­желых танков, способных «возглавлять атаку». С первыми английскими тяжелы­ми танками Этьен познакомился, посе­тив 25 июня 1916 года завод Фостера в Линкольне. Поскольку разработка тяже­лых танков во Франции шла крайне мед­ленно, решили использовать английс­кие. В январе 1918 года французское правительство запросило Англию об об­мене МкV на легкие «Рено». Англичане предложили передать 300 танков МкV*, однако из-за необходимости пополнения собственного танкового корпуса они от­ложили поставки до осени. В начале ок­тября во францию прибыли первые 25 машин, всего же к 1 ноября — 77. Эки­пажи прошли обучение, но в боях так и не участвовали. В начале 20-х годов на МкV* 57-мм пушки заменили укорочен­ными 75-мм (боекомплект 200 выстре­лов). В 1929 году на вооружении фран­цузской армии оставалось 70 таких ма­шин. Постепенно их заменили на французские 2С. Полученные же в об­мен на МкV* несколько «Рено»  FT17 англичане использовали в качестве ма­шин связи Танкового корпуса.


Отдельная страница истории тяжелых английских танков — их участие в Граж­данской войне в России.

Русское военное ведомство было ос­ведомлено об английских тяжелых тан­ках еще до их первого выхода в бой в 1917 году и проявило к ним серьезный интерес. Но тогда английские танки в Россию не попали. Зато во время Граж­данской войны в Британии сформирова­ли три специальных отряда танков МкV, Мк А «Уиппет» и Мк В для отправки их в Россию. Танки вместе с инструкторами англичане передали белым армиям. Тя­желые танки действовали на Северо-Западном (Юденич) и Южном (Деникин, Врангель) фронтах. Тихоходные, с малым запасом хода они мало подходили к ус­ловиям Гражданской войны. Северо-За­падная белая армия в сентябре 1919 года имела 6 танков при 17 800 штыках и 700 саблях. Правда, «батальон» в 3 танка в октябре под Ямбургом содействовал от­ходу красных частей на 15 км. А наибо­лее «массированное» применение сразу 12 танков 2-й врангелевской армией на Каховском плацдарме в середине октяб­ря 1920 года окончилось неудачей — обо­рона красных была хорошо подготовле­на. Захваченные Красной Армией МкV использовались в 1920 году для укомп­лектования автотанковых отрядов типа«Б» («больших»— так одно время в на­шей стране называли тяжелые танки). Позже под названием «Рикардо» (по при­нятому .тогда правилу именовать маши­ны по марке двигателя) они состояли на вооружении тяжелой флотилии танковой эскадры (1923 год), танкового полка (1924 год), тяжелого танкового батальо­на (1925 год). На 1928 год в РККА оста­валось 45 «Рикардо». С вооружения тро­фейные танки сняли в 1930-м. До насто­ящего времени на территории бывшего СССР сохранилось 5 МкV — больше, чем где-либо. Основная их часть — «компози­ты»: один находится в экспозиции Воен­но-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке; два— в Луганске; один — в Харькове. Один МкV — «самка» — сохраняется в Архан­гельске.

Часть оставшихся на ходу машин анг­личане передали армиям Латвии и Эсто­нии, входивших в ряд стран, образовав­шихся в результате Первой мировой вой­ны и составлявших «санитарный кордон» на границах Советской России. В Латвии танки вошли в состав танкового полка «технической дивизии». В Эстонии в де­кабре 1925-го они едва не приняли учас­тие в Ревельском восстании. На 1930 год в двух смешанных танковых ротах эстон­ского бронетанкового полка имелось око­ло десятка МкV. После присоединения Эстонии к СССР в 1940 году они доста­лись РККА, но применения, понятно, не нашли. В 1918 — 1920 годах тяжелые тан­ки МкIV («самки») и средние Мк А «Уип­пет» закупило для испытаний министер­ство обороны Японии. Но этим дело и ог­раничилось.


С.Федосеев .Журнал "Бронеколлекция"


Назад

Категория: Первая мировая война | Добавил: Ariec (19.12.2010)
Просмотров: 2336 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Найти бронемашину
Реклама
Баннерная Сеть ARMY Best Sites
Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz