Повторение атаки 9 августа
стоило потери 39 танков из 145 (27%). Батальон J к северу от Соммы ввел в бой
16 танков, и поставленные задачи ценой потери 5 машин были выполнены. К югу от
Соммы действовали 5-я и 4-я танковые бригады, 3-я бригада так и не смогла
помочь кавалерийскому корпусу. Наступление 4-й канадской и 32-й английской
дивизий 10 августа южнее Соммы поддержали 43 танка, из которых 23 были подбиты.
Атака началась при дневном свете без огневого вала и дымовой завесы. Преодолевая
старые заросшие окопы, некоторые танки сбились с направления, пехоту,огнем. 13 августа наступление остановилось. С 8 по 13
августа из участвовавших в боях 688 танков союзников из строя выбыло 480.
21 августа англичане начали
сражение у Бапома. Танки 1-й и 2-й бригад эшелонировали в соответствии с
возможностями машин: два батальона МкIV действовали до второго рубежа атаки, батальон МкV и
батальон МкV*
наступали на второй рубеж и продвигались до железной дороги Альбер — Аррас,
два батальона средних Мк А действовали за железной дорогой. 22 августа
танкисты успешно поддержали атаку ill корпуса, при этом вновь возглавив ее и нарушив указания
следовать за пехотой. 24 августа 1-я, 3-я и 4-я танковые бригады приняли участие
в продолжавшемся наступлении 3-й и 4-й армий. Так, 11 МкV*.
пройдя более 9 км, с ходу вступили в бой на фронте 56-й пехотной дивизии,
причем одному из них пришлось за 25 часов пройти 36,5 км — как видим,
надежность танков заметно возросла.
Появились и некоторые
технические новинки. Скажем, для преодоления широких окопов танки МкV вместо
тяжелых фашин использовали облегченные призматические каркасы (cribs). К
постановке дымовых завес привлекались авиация и инженерные части. На марше в
танках оставались только командиры и водители, остальных членов экипажей
перевозили грузовиками.
25 августа,
с началом второго сражения у Арраса, два батальона МкVподдерживали действия
французских частей, батальон МкIV и батальон Мк А —английских.
Сопротивление немцев было
слабым, и прорыв осуществили сравнительно легко. 4 сентября танковые батальоны
отвели в тыл, но возобновить боевые действия им пришлось уже через две недели.
26 сентября
войска Антанты перешли в общее наступление, и на следующий день 1-я, 3-я и 4-я
английские армии начали прорыв германских позиций на фронте 26 км от Скарпа до
западного берега Мааса. В очередной разреорганизованный Танковый корпус принял
участие в новой атаке на линию «Зигфрид» на фронте Камбрэ — Ла-Ла-Ферчетырьмя
батальонами МкV,
батальоном
МкIV
и батальоном Мк А. 15 МкIVбатальона G атаковали с канадским корпусом деревню Бурлон, один из них
подорвался на мине, два были выведены из строя артиллерией. 26 МкV
батальона
R,
действуя с XVII
и VI
корпусами, достигли целей, потеряв при этом 11 машин. Многим танкам пришлось преодолеть
сухой канал и эскарп высотой до 2,7 м. Действия VI корпуса, поддержан
ные 12 МкV
батальона К, успеха не имели. 12 МкV батальона Dподдерживали атаку 27-й американской дивизии, но встретили
серьезное сопротивление и отступили. 28 сентября 6 МкIV участвовали в местном бою за
деревню Район-кур, а 29-го 7 МкV батальона К с пехотой V корпуса захватили деревни
Гоне-лье и Виллер-Гислен.
После прорыва фронта во
Фландрии германские армии отошли на вторую оборонительную полосу(позиции «Герман»,
«Гундинг», «Брунгильда», «Кримгильда»). 29 сентября на фронте 4-й английской
армии пошли в бой 175 танков. Танки 3-й танковой бригады обошли Сен-Кантенский
канал и помогли IX
корпусу захватить Маньи. Танки 4-й и 5-й бригад преодолели германские позиции
без пехоты и понесли серьезные потери. 3 октября 32-я и 46-я пехотные дивизии
с 60 танками 5-й бригады наступали на фронте Секарт— Бони, но продвинулись
незначительно.
5 октября началось наступление
на фронте Камбре — Сен-Кантен. Атака 25-й дивизии с 6 МкV
батальона D
на Боревуар не удалась — свежая пехота еще не умела взаимодействовать с танками.
Более удачно действовали привыкшие к танкам австралийцы, атаковав с 12 МкV*
Монбрэн. 8 октября около Нирньи произошел второй бой танков с танками — 4 МкIV роты А
батальона L
встретили 4 МкIV
(один «самец» и три «самки») германского «штурмового отделения». Занятно, что
«самец-ренегат» был подбит англичанами из захваченной германской полевой
пушки. «Самки» отошли. Но и английская рота потеряла в бою все машины, кроме
одной, и 19 человек убитыми. За 4 дня англичане прорвали линию «Зигфрид» на
фронте до 48 км и на глубину до 32 км.
Германские армии отступили на
линию Антверпен — Маас. 17 октября у реки Селль к югу от Ле-Като действовали
два батальона МкV*
(и батальон МкV).
Для создания брода каждый из 48 танков нес плетеную фашину. На восточном берегу
танки встретили слабое сопротивление. Три дня спустя 4 танка батальона К преодолели
ту же реку по подготовленному саперами за ночь подводному мосту из шпал.
Дальнейшее наступление
союзников развивалось вяло — Германия уже запросила перемирия. Тем не менее
бои продолжались. 23 октября 37 танков провели ночную атаку на фронте 3-й и
4-й армий к югу и к северу от Ле-Като. Хотя противник поставил газовую завесу,
танки достигли целей и проделали для пехоты проходы в заграждениях. На следующий
день 6 МкV*
поддержали продвижение 18-й и 25-й дивизий возле Роберсара.
Англичане стремились использовать новую технику как можно
чаще. В результате к началу ноября танки опять «иссякли» и на фронте
действовала сводная бригада из шести сильно ослабленных батальонов. В этих
условиях англичане порой просто использовали «танкобоязнь» германских частей.
Так, вблизи Ландреси германская пехота сдалась двум танкам снабжения. Не без эффекта выводили «в
бой» позади пехоты и макеты танков из реек и холста, толкаемые изнутри мулом.
4 ноября во время сражения у
Мобежа состоялась последняя в Первой мировой войне атака тяжелых танков. В бой
ввели 37 машин. Наступление имело ограниченные цели и прошло достаточно
успешно. 6 декабря «Остины» 17-го батальона перевезли флаг Танкового корпуса
через Рейн по Мосту Гогенцоллернов. Всего с 9 августа до 11 ноября 1918 года
Танковый корпус потерял убитыми и ранеными 598 офицеров и 2557 нижних чинов,
то есть 33% личного состава — по тем временам, немного. Использование танков
несколько сократило потери английских войск и облегчило им боевую работу. При
этом работа самих танкистов ничуть не стала легче.
Тяжелые английские танки
повоевали и в пустыне. Еще в декабре 1916 года отряд из 8 танков МкI и МкII
отправили морем в Египет. К первому сражению при Газе они опоздали. Готовясь ко
второму сражению, танки по 2 — 4 единицы распределили между пехотными дивизиями,
атакующими гребни Шейх-Аббас и Мансара к югу от Газы, прикрывавшей луть из
Египта в Палестину. 17 апреля танки пошли в бой, причем один был поврежден
прямым попаданием снаряда. 19 апреля при артиллерийской поддержке с кораблей
они безуспешно атаковали Али-Эль-Мунтер. Один танк повредил гусеницу, один
провалился в рытвину, и его засыпало песком, один попал в руки турок.
Командованию здесь совершенно не были известны особенности применения танков,
машины ввели в бой на фронте 8 км без разведки, поставили им столько задач,
сколько во Франции дали бы двум танковым батальонам.
Позже, в конце октября 1917 года в Египет направили еще три
МкIV.
Вместе с прибывшими ранее машинами их ввели в бой на фронте XXI
корпуса между холмом Умбрелла и берегом моря к западу от Газы («третье сражение
при Газе»). 6 машин придали по 1 — 2 единицы пехотным бригадам, назначив им 29
целей, 2 оставили в резерве. Атака проводилась ночью с 1 на 2 ноября под
прикрытием огневого вала. Дым и пыль затмевали лунный свет, и направление
движения экипажи выдерживали по компасу. Один танк заблудился и вернулся
обратно, 4 вышли из строя, увязнув, повредив гусеницы или из-за пожара, но
потери экипажей были невелики — 1 убитый и 2 раненых. Весной 1918 года танки
передали артиллерийскому управлению в Александрии, а экипажи вернули в Англию
для переподготовки — во Франции разворачивалось германское наступление. Тогда
танки не показали в пустыне своих возможностей, гораздо эффективнее здесь
действовали бронеавтомобили.
Немалую работу проделали так называемые «спасательные
отряды» или «полевые танковые роты», куда входили бригады мастеровых, а также
тягачи разных марок. Отсутствие опыта компенсировалось изобретательностью и
инициативой, тем более достойными уважения, что работать часто приходилось на
поле боя под огнем противника или по ночам. Так, после неудачи под Ипром
спасательные роты эвакуировали в тыл около 190 танков. С машин, не подлежащих
эвакуации, снимали уцелевшие спонсоны, двигатели, агрегаты трансмиссии,
гусеницы. Только с 8 августа до 11 ноября 1918 года полевые «спасательные
отряды» смогли эвакуировать с поля боя 887 танков: 15 из них отнесли к
безвозвратным потерям, 559 отремонтировали в походных мастерских, 313
отправили в Центральные мастерские (204 затем вернулись на фронт). Таким
образом, была заложена основа танко-ремонтной службы.
Боевую работу английских
танкистов оценили по достоинству. В 1932 году Танковый корпус получил титул
Королевского, а в его эмблему вошел силуэт тяжелого ромбовидного танка.
Однако интерес военного и государственного руководства к танкам по окончании
войны резко упал. Возродились утверждения, что танки сделали свое дело, что
«время танка пришло и ушло». Не только подготовленный Фуллером «План 1919»,
но и многие перспективные опытно-конструкторские разработки и проекты остались
на бумаге.
Большую часть своих танков
англичане разобрали, оставив лишь последние модели для опытных и учебных
целей. Первыми сокращению подверглись МкIV, в основном «самки». Их
разоружили, сняли приводные цепи, органы управления и установили в качестве
«монументов победы» в ряде британских городов. Один такой танк сохранился в
г.Эмфорде (графство Кент). Две «самки» МкIV, сняв с них пулеметы,
оборудовали пассажирской платформой над корпусом и катали на них публику на южных курортах Англии — так организация
бывших офицеров Танкового корпуса зарабатывала на жизнь. На службе оставили МкV и МкV*, но
уже в 1920 году их признали устаревшими и стали списывать или передавать
другим странам. Если сокращение материальной
части еще было оправдано, то с резким сокращением Танкового корпуса и
структур, ведавших разработкой и испытаниями танков, свертыванием центров и
школ для подготовки танкистов англичане явно поспешили. Долгая дискуссия в
британской военной верхушке о «полезности» танков надолго задержала развитие
английского танкостроения и бронетанковых войск. К концу 20-х годов англичане
отказались и от создания «слишком дорогих» тяжелых танков. Наверстывать
упущенное в проектировании пришлось в 1934— 1940 годах, а в производстве — уже
в ходе Второй мировой войны.
Офицеры Танкового корпуса
отстаивали танки и как новое боевое средство, и как род войск, создавали
теорию их применения. Среди них — бывший командир корпуса генерал Эллис,
бывший начальник штаба полковник (впоследствии — генерал) Дж.Фуллер,
начальник оперативного отдела майор (впоследствии — также генерал)
Дж.Мартель. Фуллер стал одним из наиболее известных военных теоретиков и
историков XX
века, чьи книги и статьи оказали большое влияние на военную мысль и
практические работы по механизации армий многих стран, Мар-тель—одним из видных
практиков танкостроения.
Последний раз применить
ромбовидные танки попытались в 1940 году, когда Англия ожидала вторжения. МкV
из
Бо-вингтонского музея установили в качестве огневой точки на дороге в Вэрхем,
дополнив его вооружение пулеметом «Льюис» на зенитной стойке-вертлюге. Но
германская операция «Зеелеве», как известно, не состоялась.
К настоящему времени в
Танковом музее в Бовингтоне осталось около десятка английских танков Первой
мировой войны разных марок (включая «Маленького Вилли»).
Помимо британской армии
тяжелые английские танки, как во время Первой мировой войны, так и после нее,
состояли на вооружении целого ряда государств. Первыми, как это ни
парадоксально, английскими боевыми машинами обзавелись немцы.Часть захваченных у КамбрэМкIV они отремонтировали и
перевооружили 57-мм пушками Максима-Норденфельда и 7,92-мм пулеметами MG.08/15.
Такие танки, получившие обозначение «BeutepanzerwagenIV», и неперевооруженные МкIV
состояли на вооружении пяти штурмовых отделений. Всего рейхсвер использовал в
боях 1918 года 30трофейных МкIV. В
Германии же танки впервые «вышли на улицы» — их применили при подавлении
революционных выступлений в 1919 году. Затем, согласно Версальскому договору,
боевые машины были разобраны.
23 сентября 1917 года решение о
формировании собственного Танкового корпуса приняли американцы. В мае 1918
года был утвержден штат из 15 бригад, каждая по 2 легких и 1 тяжелому батальону.
Вскоре в английский лагерь в Бовингтоне из США прибыл для обучения 301-й
тяжелый батальон. Его укомплектовали танками МкV* и 24 августа отправили во
Францию, где придали 1-й британской танковой бригаде. В Бовингтоне подготовили
также экипажи для 302-го и 303-го американских батальонов и две спасательные
танковые роты, но в боях они участия не принимали. Утром 29 сентября 301-й
батальон поддерживал атаку 27-й и 30-й американских пехотных дивизий к востоку
от Белинкурского тоннеля. Но только одному танку удалось перейти тоннель, остальные
попали на старое английское минное поле. В итоге у 10 танков были разворочены
днища, а большая часть экипажей погибла. Из 34 машин на сборный пункт
вернулись только 10. Но уже 8 октября американские танкисты с успехом
поддержали атаку II
американского корпуса к северо-западу от Бранкура. Правда, из 20 машин,
пошедших в бой, только 11 добрались до назначенного рубежа. Короткая боевая
служба 301-го батальона завершилась 23 октября, когда 9 танков поддержали
ночную атаку 1-й и 6-й британских дивизий в окрестностях Базюэля. Бой начался в
1.20 ночи, и танки практически без потерь подавили опорные пункты противника.
Германская артиллерия обстреляла их газовыми снарядами. Действие танков
замедлилось, среди танкистов оказалось несколько легко отравленных.
В феврале 1918 года инициатор
создания и первый командующий французскими танковыми частями генерал Этьен
заявил о необходимости создания тяжелых танков, способных «возглавлять атаку».
С первыми английскими тяжелыми танками Этьен познакомился, посетив 25 июня
1916 года завод Фостера в Линкольне. Поскольку разработка тяжелых танков во
Франции шла крайне медленно, решили использовать английские. В январе 1918
года французское правительство запросило Англию об обмене МкV на
легкие «Рено». Англичане предложили передать 300 танков МкV*,
однако из-за необходимости пополнения собственного танкового корпуса они отложили
поставки до осени. В начале октября во францию прибыли первые 25 машин, всего
же к 1 ноября — 77. Экипажи прошли обучение, но в боях так и не участвовали. В
начале 20-х годов на МкV* 57-мм пушки заменили укороченными 75-мм (боекомплект 200
выстрелов). В 1929 году на вооружении французской армии оставалось 70 таких
машин. Постепенно их заменили на французские 2С. Полученные же в обмен на МкV*
несколько «Рено» FT17 англичане использовали в качестве машин связи Танкового
корпуса.
Отдельная страница истории
тяжелых английских танков — их участие в Гражданской войне в России.
Русское военное ведомство
было осведомлено об английских тяжелых танках еще до их первого выхода в бой
в 1917 году и проявило к ним серьезный интерес. Но тогда английские танки в
Россию не попали. Зато во время Гражданской войны в Британии сформировали три
специальных отряда танков МкV, Мк А «Уиппет» и Мк В для отправки их в Россию. Танки
вместе с инструкторами англичане передали белым армиям. Тяжелые танки
действовали на Северо-Западном (Юденич) и Южном (Деникин, Врангель) фронтах.
Тихоходные, с малым запасом хода они мало подходили к условиям Гражданской
войны. Северо-Западная белая армия в сентябре 1919 года имела 6 танков при 17
800 штыках и 700 саблях. Правда, «батальон» в 3 танка в октябре под Ямбургом
содействовал отходу красных частей на 15 км. А наиболее «массированное»
применение сразу 12 танков 2-й врангелевской армией на Каховском плацдарме в
середине октября 1920 года окончилось неудачей — оборона красных была хорошо
подготовлена. Захваченные Красной Армией МкV использовались в 1920 году
для укомплектования автотанковых отрядов типа«Б» («больших»— так одно время в
нашей стране называли тяжелые танки). Позже под названием «Рикардо» (по принятому
.тогда правилу именовать машины по марке двигателя) они состояли на вооружении
тяжелой флотилии танковой эскадры (1923 год), танкового полка (1924 год),
тяжелого танкового батальона (1925 год). На 1928 год в РККА оставалось 45
«Рикардо». С вооружения трофейные танки сняли в 1930-м. До настоящего времени
на территории бывшего СССР сохранилось 5 МкV — больше, чем где-либо.
Основная их часть — «композиты»: один находится в экспозиции Военно-исторического
музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке; два— в Луганске; один — в
Харькове. Один МкV
— «самка» — сохраняется в Архангельске.
Часть оставшихся на ходу
машин англичане передали армиям Латвии и Эстонии, входивших в ряд стран,
образовавшихся в результате Первой мировой войны и составлявших «санитарный
кордон» на границах Советской России. В Латвии танки вошли в состав танкового
полка «технической дивизии». В Эстонии в декабре 1925-го они едва не приняли
участие в Ревельском восстании. На 1930 год в двух смешанных танковых ротах
эстонского бронетанкового полка имелось около десятка МкV. После
присоединения Эстонии к СССР в 1940 году они достались РККА, но применения,
понятно, не нашли. В 1918 — 1920 годах тяжелые танки МкIV
(«самки») и средние Мк А «Уиппет» закупило для испытаний министерство обороны
Японии. Но этим дело и ограничилось.
С.Федосеев .Журнал "Бронеколлекция"
Назад
|