Эксплуатация и боевое применение Первые
серийные машины Т-35 поступили в 5-й тяжелый танковый полк Резерва Главного
Командования (РГК) в Харькове. 12 декабря 1935 года этот полк был развернут в
5-ю отдельную тяжелую танковую бригаду. Организационно она состояла из трех
линейных танковых батальонов, одного учебного, батальона боевого обеспечения и
других подразделений. Приказом наркома обороны от 21 мая 1936 года бри гаду
выделили в Резерв Главного Командования. Она предназначалась для усиления
стрелковых и танковых соединений при прорыве особо сильных и заблаговременно
укрепленных позиций противника. В соответствии с этим назначением по
специально разработанной АБТУ программе велось и обучение танкистов. Подготовка
экипажей осуществлялась на специальных курсах, которыми руководили инженеры с
ХПЗ.
Учения 5-й
тяжелой танковой бригады под Харьковым. 1936 год.
Кроме
того, в 1936 году в Рязани при 3-й тяжелой танковой бригаде был создан учебный
танковый батальон Т-35.
Небезынтересно привести «расчет боевого экипажа Т-35» по состоянию на 1936 год
и обязанности его членов:
1)
командир (старший лейтенант) — в башне № 1 (главная), справа от орудия,
ведет огонь из ДТ, заряжает при помощи радиста орудие, командует танком;
2)
помощник командира (лейтенант)
в
башне №2 (передняя пушечная), ведет огонь из 45-мм орудия, является заместителем
командира, отвечает за состояние всего вооружения танка, вне боя руководит
подготовкой артиллеристов и пулеметчиков;
3) техник
танковый младший (воентехник 2-го ранга) — в отделении управления,
управляет движением танка, отвечает за его техническое состояние, вне боя
руководит подготовкой механиков-водителей и мотористов;
4)
механик-водитель (старшина) — в башне № 3 (передняя пулеметная) у
пулемета, ведет огонь, обеспечивает уход за мотором, является заместителем
водителя танка, отвечает за состояние вооружения башни № 3;
5)
командир артиллерийской башни № 1 (младший командир взвода) — размещается
слева от орудия, ведет огонь, отвечает за состояние вооружения башни;
6)
командир башни № 2 (отделенный командир) — справа от орудия, выполняет
функции заряжающего, в случае убытия помощника командира танка ведет огонь из
45-мм пушки, отвечает за состояние вооружения башни № 2;
7)
командир башни № 4, задняя пушечная (отделенный командир) — у 45-мм
орудия, ведет из него огонь, является заместителем командира башни № 1,
отвечает за состояние вооружения башни № 4;
8)
механик-водитель младший (отделенный командир) — в башне № 4, справа от
орудия, выполняет функции заряжающего, обеспечивает уход за ходовой частью
машины;
9)
командир пулеметной башни (отделенный командир) — в башне № 5 (задняя
пулеметная), ведет огонь из пулемета, отвечает за состояние вооружения башни №
5;
10)
радиотелеграфист старший (отделенный командир) — в башне № 1, обслуживает
радиостанцию, в бою помогает заряжать орудие;
11)
механик-водитель старший (младший командир взвода) — находится вне танка,
обеспечивает уход за трансмиссией и ходовой частью, является заместителем
старшины — механика-водителя;
12)
моторист (младший техник) —внетанка обеспечивает постоянный уход за
мотором, его чистку и смазку.
Организация тяжелой танковой
бригады РГК
Эксплуатация машин первых выпусков (1933 — 1936 гг.) в войсках показала
их
весьма слабые тяговые характеристики. Так, по донесению командиров Т-35, «танк
преодолевал подъем только в 17 град., не мог выйти из большой лужи». Военными
отмечалась низкая надежность его агрегатов, вызывала трудности и большая масса
боевых машин. В этом отношении весьма характерным можно считать следующий
документ, адресованный командному составу тяжелой танковой бригады РГК.
«Предлагаю
принять к неуклонному руководству следующие правила движения по мостам танков
Т-35:
1)
на
однопролетных мостах — только один танк одновременно;
2)
на многопролетных мостах может быть несколько танков, но не менее чем в
50 м друг от друга.
Движение
по мосту во всех случаях должно производиться так, чтобы ось танка строго
совпадала с осью моста. Скорость на мосту — не более 15 км/ч».
Помимо 5-й
тяжелой танковой бригады танки Т-35 поступали в различные военные учебные
заведения. Так, по данным на 1 января 1938 года, в РККА имелся 41 танк Т-35; 27
— в уже упомянутой танковой бригаде; 1 — на Казанских бронетанковых курсах
усовершенствования технического состава (КБТКУТС); 2 - на НИБТПолигоне в
Кубинке; 1 — в 3-й тяжелой танковой бригаде в Рязани; 1 — при Военной академии
моторизации и механизации (ВАММ) в Москве; 1 — в Орловской бронетанковой
школе; 1 -наЛБТКУКС(Т-35-1); 1 -вЛенин-
градской
школе танковых техников; 1 — в Институте № 20 (с системой централизованной
наводки) и 5 — на ХПЗ.
Уже к
этому времени стала сомнительной боевая ценность этих машин. Единственное, где
они себя проявили в полной мере, были военные парады. Начиная с 1933 года и
вплоть до начала Великой Отечественной войны Т-35 участвовали во всех парадах в
Москве и Киеве. Правда, число «участников» было невелико: например, 7 ноября
1940 года на парады вывели всего 20 машин (по 10 в Москве и Киеве).
До начала
Великой Отечественной танки Т-35 не участвовали ни в каких боевых действиях.
Упоминания в западных и некоторых отечественных изданиях об использовании этих
машин в советско-финской войне 1939 — 1940 годов не соответствуют
действительности.
31
марта 1939
года 5-я тяжелая танковая бригада была передана в состав КВО и переброшена в
г.Житомир. Вскоре она сменила номер и стала 14-й тяжелой танковой бригадой.
Не прошло
и полгода, как «служебная карьера» Т-35 чуть было не завершилась.
Танки,
брошенные
в районе Дубно. Июль
1941 года.
На башне Т-35 видны
две белые
параллельные полосы
—
тактическое
обозначение машин 34-й
танковой дивизии 8-го механизированного
корпуса. На переднем плане
—
Т-26
27
июня 1940
года в Москве состоялось совещание «О системе автобронетанкового вооружения
Красной Армии», на котором рассматривался вопрос о перспективных типах танков и
о снятии с вооружения старых образцов. В отношении Т-35 мнения разделились.
Одни считали, что их нужно переделать в самоходно-ар-тиллерийские установки
большой мощности (типа СУ-14), другие предлагали передать их танковому полку
ВАММ и использовать для парадов. Но в связи с начавшейся реорганизацией танковых
войск Красной Армии и формированием механизированных корпусов Т-35 решили
«оставить на вооружении до полного износа, изучив вопрос об их экранировке до
50 — 70 мм».
В
результате почти все машины оказались в 67-м и 68-м танковых полках 34-й
танковой дивизии 8-го механизированного корпуса Киевского Особого военного
округа.
В целом же
на 22 июня 1941 года танки Т-35 распределялись следующим образом: 8-й
мехкорпус (КОВО) — 48 машин; ВАММ (МВО) — две машины; 2-е Саратовское танковое
училище и КБТКУТС (ПриВО) — шесть машин; ХПЗ (ремонт) — пять машин.
Боевая
карьера Т-35 оказалась очень короткой. 21 июня 1941 года в 24.00 в полках 34-й
танковой дивизии, дислоцированных в Грудеке-Ягеллонском юго-западнее Львова,
объявили тревогу. Машины заправили и вывели на полигон, где началась загрузка
боекомплекта. В ходе последующих боевых действий все Т-35 8-го мехкорпуса были
потеряны. Читателю предоставляется уникальная возможность проследить судьбу
каждого из них, вплоть до номера машины, даты и места гибели и характера боевого
или технического повреждения. Сделать это позволяют сохранившиеся в архивах
акты на списание боевых машин, из которых следует, что на 18 июля 1941 года
танки Т-35 67-го танкового полка были потеряны при следующих обстоятельствах
(цитируется дословно по документации 1941 года с сохранением орфографии):
№183-6 —
9.7. — г.Волочиск, сожжены бортовые тормоза;
№183-16 -
29.6. - 20 км от Львова, поломка КПП;
№744-65 —
9.7. — между Тарнополем и Во-лочиском, поломка КПП;
№234-35 —
30.6. — с.Иванковцы, опрокинулся в реку вверх гусеницами;
№238-69 —
30.6. — между Буек и Красне, авария КПП;
№288-43 —
26.6. — г.Грудек, сожжен главный фрикцион;
№200-5 -
8.7. - г.Злочув, поломка КПП;
№234-42 —
3.7. — г.Запытов, сожжен главный фрикцион;
№537-70 —
30.6. — между Ожидев и Олес-но, поломка КПП;
№744-62 —
26.6. — г.Грудек, сожжен главный фрикцион, снаряды все расстреляны;
№744-67 —
2.7. — г.Жидин, лопнул коленчатый вал;
№744-66 —
9.7. — с.Бяожено, сожжен главный фрикцион;
№196-75 —
9.7. — Дзердзуне, сожжен главный фрикцион, отсутствуют аккумуляторы;
№197-1 —
25.6. — 20 км восточнее Грудека, сожжен главный фрикцион;
№744-64,
№196-95, №330-75 -осталисьв г.Грудеке в состоянии негодности, так как
находились в среднем ремонте.
А вот как
сложилась боевая судьба у «тридцать пятых» из 68-го танкового полка:
№200-4,
№196-94, №148-50-24.6. -оставлены при производстве среднего ремонта в Седова
Вишня, вооружение и оптика сняты, при отходе взорваны;
№220-29,
№213-35 - застряли в болоте, оставлены при отходе;
№200-8 —
26.6. — поломан коленчатый вал, машина оставлена, вооруженней оптика сняты;
№220-27,
№537-80 - 24.6. - в районе Гру-дека-Ягеллонского поломана бортовая передача и
КПП, машины оставлены, пулеметы и боеприпасы сняты и закопаны;
№988-17,
№183-16 - 29.6. - оставлены в районе Львова в ожидании капремонта, вооружение и
оптика сняты;
№288-11 —
29.6. —упала с моста и сгорела вместе с экипажем в районе Львова;
№200-9,
№339-30, №744-61 - 30.6 - поломка трансмиссии и бортовой передачи, оставлены
при отходе, №200-9 подбит противником и сгорел, оптика и вооружение сняты со
всех трех машин;
№399-48 -
30.6. — район Бело-Каменки, подбит при отходе и сгорел;
№183-3 —
30.6. — район Бело-Каменки, авария двигателя, оставлен экипажем, вооружение и
боекомплект сняты и закопаны;
№148-39 —
30.6. — район Верби, подбит и сгорел;
№482-5 —
29.6. — авария бортовой передачи, оставлен в с.Запить;
№288-74 —
1.7. — район Тарнополя, авария главной и бортовой передачи, подожжен экипажем
при отходе;
№196-96 —
2.7. — авария бортовой передачи, оставлен в районе Тарнополя, вооружение не
снято;
№148-22 —
1.7. — поломка КПП, оставлен в лесу не доезжая д.Сосово, пулеметы сняты, оптика
зарыта;
№288-14 —
28.6. — без вести пропал вместе с экипажем у с.Запить;
№220-25 —
30.6. - с.Птичье, подбит во время атаки и сгорел;
№744-63 —
1.7. — заедание поршней двигателя, оставлен на пути из Злочува в Тарно-поль,
пулеметы сняты;
№988-15 —
1.7. — поломка КПП, оставлен в г.Злочув, вооружение, оптика и боеприпасы сданы
на склад;
№715-61 —
поломка КПП, оставлен в 15-км за Львовом, пулеметы сняты;
№988-16—30.6.— с.Птичье, подбит и сгорел во время атаки;
№715-62 —
29.6. — г.Львов, поломка привода вентилятора, оставлен экипажем, пулеметы
сняты;
№339-68
—30.6. —авария бортового фрикциона, подбит снарядом и сгорел под Бродами;
№200-0 — с.Птичье, сгорел в бою во время атаки.
Из этих
актов следует, что большинство Т-35 обоих полков были потеряны по техническим
причинам. Погибли в бою считанные танки. Четыре машины, находившиеся в ремонте
на ХПЗ в июле — августе 1941 года, были в спешном порядке отремонтированы и
переданы в войска.
В боях под
Москвой в составе танкового полка ВАММ принимали участие два Т-35, правда,
подробностей об этом боевом эпизоде пока обнаружить не удалось.
Был и еще
один «боевой» дебют Т-35. На этот раз в кино. Речь идет о документальном фильме
«Битва за Москву». Некоторые эпизоды картины снимались под Казанью, и в этих
съемках участвовали два Т-35 с КБТКУТС.
До наших
дней сохранился один экземпляр тяжелого танка Т-35. Он экспонируется в Музее
бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.
Оценка
машины
Без
преувеличения можно утверждать, что танк Т-35 — единственный в мире
пяти-башенный танк серийной постройки — является уникальной боевой машиной!
Состав и
размещение его вооружения оптимальны для многобашенного танка. Пять башен,
расположенных в два яруса, позволяли сосредоточить массированный огонь из 76-мм
и одной 45-мм пушек и трех пулеметов вперед, назад или на любой борт. Однако
столь большая огневая мощь потребовала увеличения числа членов экипажа и
усложнения конструкции танка. Двухъярусное расположение башен обусловило
значительную высоту машины, что повышало уязвимость танка на поле боя. Без
малого 10-метровая длина привела к резкому снижению маневренных характеристик —
отношение длины танка к его ширине составляло 3,03!
Кроме
того, Т-35 имел большое количество недостатков, особенно касающихся двигателя
и трансмиссии. К сожалению, их так и не удалось устранить. Самое слабое место,
пожалуй, — это бортовые передачи и система охлаждения двигателя. Справедливости
ради следует сказать, что подвеска Т-35 при всей ее громоздкости в целом
зарекомендовала себя хорошо.
Хотелось
бы поделиться с читателями некоторыми впечатлениями от непосредственного
знакомства с машиной.
Прежде
всего поражает высота расположения надгусеничных полок — без малого два метра!
Так что взобраться на танк стоит большого труда, а если нет специальных лесенок
— без посторонней помощи практически невозможно. Учитывая, что в танкисты
предпочитали брать людей невысокого роста (примерно 160 см), можно себе
представить, каково было «экипажу машины боевой» занимать по тревоге свои места.
Внешне
Т-35 ошеломляет своими размерами, но, очутившись в танке, поражаешься его
тесноте. И это учитывая, что находящаяся в Кубинке машина разукомплектована:
отсутствуют ряд деталей внутреннего оборудования, некоторые перегородки,
конечно же, нет боекомплекта и, само собой разумеется, экипажа. Боевые
отделения не сообщаются между собой, так что проникнуть из одного в другое без
выхода из танка невозможно. Обзорность из Т-35 крайне низкая, особенно с места
механика-водителя. Можно предположить, что в боевых условиях ему приходилось
вести машину чуть ли не вслепую: смотровые
щели позволяли видеть местность только слева и впереди, да и то в весьма
ограниченных секторах.
Но самой
большой проблемой было покинуть подбитую машину. Ведь выход осуществлялся лишь
через верхние люки, и при этом экипаж главной башни, например, оказывался на
четырехметровой высоте под огнем противника. Люк же механика-водителя нельзя
открыть, не повернув влево пулеметную башню, заклинивание которой могло стоить
ему жизни. Выход из задних башен сильно затруднен нависающей над ними нишей
главной башни и поручневой антенной. Поэтому можно смело утверждать, что такой
достаточно важный в бою параметр, как удобство посадки и высадки экипажа,
конструкторами танка Т-35 был совершенно не продуман. Члены экипажа становились,
по сути, заложниками собственной боевой машины.
Помимо
недостатков конструктивного характера, существовали и технологические,
связанные прежде всего с низкой культурой производства и слабой подготовкой
инженерно-технического персонала.
В целом же
можно сделать следующий вывод. Если до 1935 года боевые и технические данные
Т-35 позволяли ему выполнять возложенные на него задачи, то техническое
несовершенство и недоведен-ность машины сводили возможность такого применения к
нулю. После 1935 года, когда была существенно повышена надежность машины, танк
в значительной степени устарел и перестал отвечать предъявляемым требованиям.
Возросшая мощь противотанковой артиллерии оставляла громоздкому и
неповоротливому «тридцать пятому» мало шансов на поле боя. Резервов же для
увеличения толщины брони и без того тяжелая машина уже не имела.
Вместе с
тем следует отметить, что в период «соответствия задачам» проверить в боевой
обстановке идею многобашенного тяжелого танка прорыва так и не удалось, а
следовательно, вопрос о том, нужно или не нужно было строить эти боевые машины,
остается открытым.
.
Т-35 в экспозиции
Музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке
Назад
М.Коломиец
|