Японское танкостроение начиналось со средних танков. В 1927 году арсенал в Осака
(«Осака Рикугун Зохейшо») построил опытный двухбашенный танк № 1 и однобашенный
№ 2, который позже получил название «Тип 87». В 1929 году на основе английского
«Виккерс МкС» и «Тип 87» был разработан средний танк «2589», ставший первым
японским серийным танком и основной машиной танковых войск до конца 30-х годов.
Впрочем, к моменту принятия на вооружение «2589» уже оказался устаревшей
конструкцией, с недостаточными для среднего танка бронезащитой и подвижностью,
чего не смогли исправить модернизации.

Средний танк "Чи-ха".1-й танковый полк. Малайа, декабрь 1941 г.

Средний танк "Шинхото Чи-ха". 9-й танковый полк, Сайпан.
Июнь 1944 г.
Белая пунктирная линия на башне указывает на принадлежность
танка к штабной роте,
а армейская золотая звезда, о том что это машина командира
полка
Во второй половине 30-х годов в Японии пересмотрели требования к средним танкам
и приступили к разработке более маневренных образцов. В 1936 году были
сформулированы тактико-технические требования к новому среднему танку. При
меньших размерах, большей скорости и лучшей бронезащите, чем «2589», он должен
был нести тот же комплекс вооружения — 57-мм орудие и два пулемета. В
соответствии с этими требованиями изготовили два прототипа: 15-тонный «Чи-ха»
(«средний третий») фирмы «Мицубиси Дзюкогё КК» и 9,8-тонный «Чи-ни» («средний
четвертый») арсенала в Осака.

Танки 2597 "Чи-ха" на параде. В центре снимка - командирский
вариант
Последний имел экипаж три человека — командир (он же — наводчик и заряжающий)
размещался в смещенной влево башне, в корпусе впереди слева сидел
механик-водитель, справа — пулеметчик. Ходовая часть включала, применительно к
одному борту, восемь опорных катков малого диаметра и три поддерживающих ролика.
Подвеска опорных катков представляла собой как бы удвоенную подвеску легкого
танка «Тип 2595», да и сам танк был скорее легким — по крайней мере, по массе он
не выходил за эти рамки. Уровень защищенности повышался значительным наклоном
большинства броневых листов. Двигатель мощностью 135 л.с. позволял развивать
скорость до 30 км/ч, а для преодоления широких рвов сзади имелся «хвост» —
наследие «2589».

Средний танк "Тип 94" -
предшественник "Чи-ха"

Прототип "Чи-ха".
М 1:35
Вариант «Мицубиси» отличался несколько большей подвижностью, а также числом
членов экипажа — 4 человека. Схема ходовой части была выбрана не сразу. Первые
проработки предполагали семь или восемь опорных катков (сплошных сдвоенных и
одинарных спицованных) и четыре поддерживающих ролика на борт. Одинарные опорные
катки блокировались по два в шахматном порядке и подвешивались на коленчатых
рычагах, сдвоенные крепились на таких же рычагах индивидуально, Упругими
элементами служили три наклонно установленные винтовые цилиндрические пружины,
упиравшиеся в верхние концы коленчатых рычагов. Следующий вариант подвески
включал шесть сдвоенных спицованных опорных катков, сблокированных по два в три
балансирные тележки и три поддерживающих ролика на борт. Каждая тележка
подрессоривалась горизонтальной винтовой пружиной по «схеме Хара». Для
прототипа, представленного на окончательные испытания, была выбрана смешанная
схема подвески, как бы сочетающая в себе черты описанных выше. Кроме того, в
процессе работы над прототипом менялись форма рубки механика-водителя,
командирской башенки, надгусеничных полок, установка сигнальных приборов,
крепление ЗИП и другие элементы.



Опытный средний танк "Чи-ни" во дворе Осакского арсенала

Установка дымовых гранатометов на крыше
В 1936 — 1937 годах было выпущено по два опытных образца танков «Чи-ни» и «Чи-ха»,
прошедших испытания. Поскольку японский генеральный штаб сухопутных войск
предпочитал танки поменьше массой и подешевле в производстве, главным
претендентом для принятия на вооружение считался «Чи-ни». Однако с началом
«большой войны» с Китаем выбор пал на лучше бронированный и более маневренный «Чи-ха».
Он и был принят на вооружение под обозначением «Тип 2597», и в 1937 году
началось его производство, субподрядчиками при этом выступали фирмы «Хитачи
Сейсакушо» и «Нихон Сейкушо», а также арсенал в Сагами («Сагами Рикугун Зохейшо»).
Специальная командирская модель танка «Чи-ки» («Щи-ки») для полкового звена,
принятая на вооружение одновременно с линейными «Чи-ха», имела несколько
улучшенные параметры радиостанции,навигационные приборы, дополнительные
сигнальные устройства, увеличенную башню без пушечной установки с измененной
командирской башенкой, большой поручневой антенной и еще одним люком в крыше
позади башенки. Для компенсации снятого 57-мм орудия в корпусе «Чи-ки» вместо
лобового пулемета устанавливалась 37-мм пушка в рамке. Соответственно изменилась
и лобовая часть корпуса. На некоторых образцах таким же образом устанавливали и
57-мм орудие. Позже в башне танка появилась пушечная установка или ее имитация.
Для увеличения дальности радиосвязи использовалась горизонтальная антенна,
натянутая на двух стержнях в кормовой части корпуса.
«Шинхото Чи-ха»
Столкновения с советскими войсками у р.Халхин-Гол убедили японцев, что танковая
пушка должна иметь преимущественно противотанковые свойства. И уже в 1939 году
был построен опытный танк «98» («Чи-хо» — «средний пятый») с увеличенной башней
по типу советских БТ-5 и несколько измененной ходовой частью. Последняя включала
по пять или шесть опорных катков на борт, но в отличие от «Чи-ха», передний и
задний катки были связаны с центральными горизонтальными винтовыми пружинами.
Кроме того, танк вновь попытались снабдить «хвостом» для преодоления рвов.


"Чи-ха".М 1:35

Командирский вариант "Чи-ха"
А в 1940 году появилась модификация серийного «Тип 97»—танк «Тип 97 кай» или «Шинхото
Чи-ха», то есть «средний третий, с новой артиллерийской башней». Он был
во¬оружен 47-мм пушкой. При длине ствола 48 калибров ее 1,4-кг снаряд имел
начальную скорость 825 м/с и на расстоянии 500 м пробивал по нормали 50-мм
броню. Прицельная дальность пушки составляла 810 м. В боекомплект (120
выстрелов) входили бронебойные и бронебойно-осколочные снаряды. Установка пушки
прикрывалась 30-мм щитом, при-крепленным к лобовой части башни болтами и имевшим
наклон 10" к вертикали. Пулеметы (боекомплект 4035 патронов) размещались так же,
как и на «Чи-ха».
Конструкцию башни в целом заимствовали от «Чи-ха». Она собиралась из передней и
задней половин, соединенных клепкой, и имела командирскую башенку со смотровыми
щелями и двустворчатым люком. В корме башни справа от пулемета находился
пря-моугольный люк для загрузки боекомплекта и демонтажа орудия, в крыше слева —
люк наводчика с двустворчатой крышкой. Небольшой лючок был и в правом борту
башни. Перископический прибор наблюдения перенесли на крышу башни и разместили
впереди командирской башенки, а вертлюг зенитной установки — перед люком
наводчика, что позволило вести огонь по воздушным целям в большем секторе.
Имелись лючки и для стрельбы из личного оружия.


"Шинхото Чи-ха". М 1:35
Большинство новых танков представляли собой простую переделку уже выпущенных «Чи-ха».
У вновь произведенных «Шинхото Чи-ха» была несколько изменена система вентиляции
моторного отделения, установлены бронированные кожухи глушителей, на корме
корпуса крепился ящик ЗИП. Командир имел светозвуковую связь с
механиком-водителем: 12 кнопкам на пульте командира соответствовали 12
светящихся транспарантов и зуммер на панели водителя.
На танке опробовали различные установки дымовых гранатометов (мортирок). В
первом варианте на кормовой части башни слева крепилась рамка, на которую
укладывали 4 мортирки. Более удачной оказалась установка мортирок на крыше башни
над маской орудия — теперь танк мог прикрыть себя дымовой завесой
непосредственно при движении к противнику.

Танк "Шинхото Чи-ха" подполковника Гошима, подбитый 16 июля 1944 г. при атаке позиций американской морской пехоты
на о.Сайпан
Белую пунктирную линию на башне несли все
командирские машины 9-го танкового полка
С 1938 по 1944 год было выпущено 1220 машин «Чи-ха» и «Шинхото Чи-ха».
"Тип 1" (Чи-хе)
В 1940 году появилась новая модификация — «Тип 1» («Чи-хе» или «Ци-хе» —
«средний шестой»). Корпус его, наконец, выполнили сварным. Лобовые листы были
спрямлены, исчезли выступавшая вперед рубка механика-водителя и его верхний люк,
толщину лобовой брони увеличили вдвое, установили трехместную башню больших
размеров с развитой кормовой нишей. Башня имела стандартную командир¬скую
башенку, лючки в бортах и кормовой люк. Масса танка возросла почти на 1,5 т, но,
за счет установки 240-сильного дизеля, маневренность машины не ухудшилась.
Трансмиссия, органы управления и ходовая часть заметных изменений не претерпели.
«Чи-хе» вооружался 47-мм пушкой «Тип 1» с длиной ствола 48 калибров (2120 мм),
разработанной на основе противотанковой пушки «Тип 1». У последней были перекомпонованы противооткатные устройства и спусковой механизм, горизонтальный
полуавтоматический клиновой затвор заменили вертикальным. Орудие имело
скрепленный ствол с 16 нарезами, курковый ударный механизм, взводимый при
отпирании затвора. Противооткатные устройства, включавшие гидравлический тормоз
отката и пружинный накатник, защищались коробчатым бронекожухом. Маска пушки
состояла из двух ко¬робчатых частей и допускала качание орудия плечевым упором в
горизонтальной плоскости без поворота башни. Угол возвышения +17°, склонения -11
°, угол поворота по горизонту ±7,5°. В боекомплект входили бронебойно-осколочный
(1,52 кг) и осколочно-фугасный (1,4 кг) снаряды. Бронебойно-осколочный снаряд с
начальной скоростью 826 м/с пробивал по нормали 68-мм броню на дальности 500 м и
41 -мм — на 1000 м. Пушкой «Тип 1» вооружались и «Шинхото Чи-ха».Фирма «Мицубиси» и арсенал в Сагами начали выпуск «Чи-хе», не прекращая
производство «Шинхото Чи-ха», и с 1941 по 1945 год выпустили 600 машин этого
типа.
На базе «Шинхото Чи-ха» и «Чи-хе» изготавливались командирские танки «Ка-со»:
47-мм пушка заменялась макетом, что позволяло разместить дополнительно
радиостанцию и в то же время внешне не выделять командирскую машину. «Ка-со»
вводились в подразделения, вооруженные «Шинхото Чи-ха».
В 1942 году на основе «Чи-хе» был построен 16,7-тонный артиллерийский средний
танк «Тип 2» («Хо-и» — «артиллерийский первый») с 75-мм короткоствольным орудием
«Тип 99». Танк предназначался для непосредственной артиллерийской поддержки
линейных танков и пехоты во время атаки (аналог немецких штурмовых танков).
Орудие с длиной ствола в 23 калибра устанавливалось в высокой клепанно-сварной
башне с толщиной брони 20 — 35 мм. Начальная скорость осколочно-фугасного
снаряда массой 6,575 кг составляла 445 м/с. Противооткатные приспособления
монтировались над стволом. Высота танка увеличилась до 2,58 м, запас хода
снизился до 100 км. Выпуск «Тип 2» велся вяло и оказался незначительным — 33
машины, поскольку к началу, его серийного производства уже появились более
дешевые САУ.

"Чи-хе". М 1:35.
Тип 3("Чи-ну")
В 1944 году на вооружение сухопутных войск Японии поступил следующий танк
семейства «Чи-ха» серии «Тип 3» или «Чи-ну» («средний десятый»), выполненный на
базе «Чи-хе» и вооруженный 75-мм пушкой «Тип 3» в увеличенной башне.Пушка была разработана на основе полевой «Тип 90» системы «Шнейдер»,
выпускавшейся арсеналом в Осака. Длина ее ствола составляла 2850 мм (38
калибров), масса снаряда — 6,6 кг, начальная скорость — 680 м/с. Бронебойный
снаряд пробивал 90-мм броню на расстоянии 100 м и 65-мм — на расстоянии 1000 м.
Сварная шестиугольная башня устанавливалась на шариковой опоре. Ее кормовая ниша
служила для укладки выстрелов боекомплекта. Башня перекрывала крышу отделения
управления, поэтому имевшийся в крыше корпуса люк пулеметчика заваривали.

"Чи-ну". М 1:35
Это был наиболее мощный из серийно выпускавшихся японских танков, вполне
соответствовавший требованиям своего времени. Однако нехватка сырья, материалов
и комплектующих узлов и агрегатов ограничила его выпуск в период с середины
1943-го по 1945 год всего 60 машинами. «Чи-ну» вместе со многими «Чи-хе»
поступили в 4-ю танковую дивизию, предназначенную для обороны метрополии, и
участия в боевых действиях не принимали — до боев на Японских островах дело не
дошло.
Танки «Тип 4» и «Тип 5»
Созданный к концу войны «Тип 4» («Чи-то» — «средний седьмой») с 75-мм пушкой и
75-мм лобовой броней так и не пошел в серийное производство. Он представлял
собой развитие «Чи-ну» и в то же время попытку создания принципиально нового
среднего танка, отвечающего требованиям времени. Пушка «Тип 4» была разработана
на основе зенитной «Тип 88» и при длине ствола 44 калибра придавала 6,6-кг
снаряду начальную скорость 720 м/с. Противооткатные устройства монтировались над
стволом.
Танк имел сварные корпус и башню. Последняя была увеличенным вариантом башни «Чи-ну»,
но без кормового люка. В правом ее борту сзади монтировалась пулеметная
установка — очевидно, из желания сохранить кормовой пулемет даже при занятой
боекомплектом нише. В кормовой части корпуса устанавливался 400-сильный дизель.
Ходовую часть удлинили на один опорный каток и, соответственно, изменили
подвеску: четыре передних катка подвешивались по обычной «схеме Хара», три
задних — по той же схеме, но с индивидуальной подвеской одного катка. Траки
гусениц были уширены и в них выполнены специальные отверстия — цевки. Уширение
гусениц потребовало сделать сдвоенными все поддерживающие ролики. «Чи-то» имел
радиостанцию со штыревой антенной, устанавливаемой на левом борту корпуса.

Артиллерийский средний танк "Хо-и", захваченный американцами в 1945г.
Построено было только 5 опытных машин —две в 1942-м и три в 1943 году.
Характерно, что одновременно с опытными танками в это время японцы создавали и
САУ на их шасси.
В двух опытных экземплярах изготовили и «Тип 5» («Чи-ри» — «средний девятый») с
75-м пушкой в башне и 37-мм — в лобовом листе корпуса слева. 75-мм пушка
аналогична установленной на «Чи-то», а 37-мм «Тип 1» имела длину ствола 46
калибров и придавала снаряду массой 0,7 кг начальную скорость 800 м/с. Установка
в рамке допускала качание пушки в горизонтальной и вертикальной плоскостях. На
втором прототипе танка вместо 37-мм пушки устанавливался 7,7-мм пулемет.

"Чи-ри"(сверху) и "Чи-но"(снизу). М 1:35
Сварной корпус танка имел наклонное расположение бронелистов и бортовые ниши по
всей длине надгусеничных полок. Новую форму корпуса, вероятно, позаимствовали у
не-мецкого танка Pz.V «Пантера», сведения о котором Германия передала японским
специалистам в 1944 году. Высокая сварная башня «Чи-ри» имела в плане
восьмиугольную форму, развитую кормовую нишу, подвесной полик. От пулеметных
установок в башне отказались. Видимо, из-за отсутствия собственных мощных
двигателей {дизель повышенной мощности «Тип 4» так и не был доведен к концу
войны) на «Чи-ри» установили германский V-образный карбюраторный мотор BMW.
Планировалось, впрочем, производство дизельного варианта машины.
Ходовая часть включала на борт восемь опорных катков и состояла из двух обычных
подвесок «типа Хара», установленных последовательно.

"Чи-ну" предназнавшиеся для обороны Японии, к сожалению в бой так и не вступившие.1945 г.
Учитывая, что в Японии уже серийно выпускались и более мощные пушки (например,
88-мм «Тип 99»), пригодные для переделки в танковую, вооружение «Чи-ри» могло
оказаться еще более сильным. Но на это уже не оставалось ни средств, ни времени.
Следует отметить, что средние танки оказали влияние и на развитие легких. В 1944
году фирма «Хино Джидоша» выпустила опытный 10-тонный легкий танк «Ке-хо»
(«малый пятый»). Он был скомпонован и вооружен по типу среднего «Чи-хе»: с 47-мм
пушкой «Тип 1» в двухместной башне, с таким же размещением экипажа, аналогичной
конструк-цией ходовой части и сварным корпусом.

"Ке-хо"
Тактико-технические характеристики
танков семейства "Чи-ха"
Марка танка |
"Чи-ха" |
"Шинхото Чи-ха" |
"Чи-хе" |
"Чи-ну" |
"Чи-то" |
"Чи-ри" |
Год принятия на вооружение или постройки |
1937 |
1940 |
1941 |
1943 |
1944 |
1944 |
Боевая масса, т |
14 |
15.8 |
17.2 |
18.8 |
30.48 |
37.6 |
Экипаж, чел. |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Габариты, мм: длина
высота ширина
клиренс |
5500 2330 2210 420
|
5500 2330 2380 420 |
5730 2330 2420 420 |
- 2330 2610 400 |
6420 2870 2870 400 |
7300 3050 3050 400 |
Толщина брони, мм: лоб корпуса
борт корма крыша башня маска
пушки |
25 22 25 12 20 25 |
25 22 25 12
25 30 |
50 25 20 - 25 - |
50 25 20 - 25 50 |
75 25-35 50 - 50 75 |
75 25-50 50 - 50 75 |
Макс.скорость, км/ч |
40 |
40 |
44 |
39 |
45 |
45 |
Запас хода, км. |
210 |
210 |
210 |
210 |
250 |
200 |
Преодолеваемые препятсвия:
угол подъема, град ширина рва, м
высота стенки, м
глубина брода,м |
30-35 2.5 0.76 1.0 |
30-35 2.5 0.76 1.0 |
30-35 2.5 0.76 1.0 |
30-35 2.5 0.76 1.0 |
30-35 2.7 -
- |
30-35 2.8 -
- |
Описание конструкции
танка "Чи-ха"
КОМПОНОВКА «Чи-ха» выполнялась по
схеме с передним расположением трансмиссии. Отделение управления совмещалось с
боевым. Основное вооружение устанавливали в двухместной башне. Размеры боевого
отделения были увеличены за счет бортовых ниш, нависших над гусеницами, однако в
целом внутренний забронированный объем машины оказался сильно «ужат» — в расчете
на преимущественно низкорослый экипаж. В корпусе впереди справа в выступающей
рубке размещался механик-водитель, слева — пулеметчик; в башне справа от пушки —
командир, слева — наводчик.

Командирская башенка "Шинхото Чи-ха".Хорошо видны смотровые шели и заклепки с пулестойкой головкой. Перед башенкой отверствие выхода перископического прибора наблюдения
КОРПУС И БАШНЯ танка собирались из катаных броневых листов на каркасе из
подкладных полос и уголков с помощью круглых заклепок и болтов с шестигранной
пулестойкой головкой. Защиту лобовой части корпуса несколько увеличивал наклон
двускатного верхнего лобового листа в 80° к вертикали, нижнего — 62°. Наклон
лобового листа боевого отделения был значительно меньше—10°, бортовых листов
—40°. В откидываемом вверх щитке окна рубки и ее выгнутых скулах имелись
горизонтальные смотровые щели. Над местами пулеметчика и механика-водителя в
крыше корпуса находились люки, крышки которых снабжались замками с Т-образной
поворотной рукояткой.
Конической формы башня имела небольшую кормовую нишу. Механизм поворота —
механический. На крыше башни монтировалась командирская башенка (купол) со
смотровыми щелями, слева от нее двустворчатый люк заряжающего. Края крыши
башенки загибались вниз, прикрывая вентиляционные отверстия. В башенке имелся
круглый двустворчатый люк, его крышка состояла из двух укрепленных на петлях
частей — подковообразной правой и вкладывающейся внутрь нее овальной левой. В
последней устанавливался перископический прибор наблюдения с бронеколпаком. Тут
же находилось отверстие для сигнализации флажками.
ВООРУЖЕНИЕ. 57-мм орудие «Тип 97» имело ствол-моноблок длиной 1057 мм (18,5
калибра). Масса ствола с казенником — 62,5 кг, общая масса орудия 133 кг.
Гидравлический тормоз отката и пружинный накатник располагались под стволом.
Длина отката —280 мм. Вертикальный клиновой затвор открывался вручную или
автоматически. Ударник взводился при отпирании. Спусковой механизм управлялся
спусковым рычагом, смонтированным вместе с пистолетной рукояткой и спусковой
скобой с левой стороны казенника. Сзади снизу казенника крепился плечевой упор с
кожаной подушкой. Скорострельность могла достигать 20 выстр/мин.

47-мм пушка "Тип 1"
В башне орудие устанавливалось в двойной рамке с коробчатой маской. Вертикальные
и горизонтальные цапфы орудия и рамок допускали его качание как в вертикальной
(от—9° до+21°), так и в горизонтальной плоскости (в пределах ±5°). В маске
имелось отверстие для телескопического прицела, которое могло прикрываться
бронезаслонкой.
Боекомплект составляли 80 выстрелов осколочно-фугасными и 40 бронебойными
снарядами. Масса осколочно-фугасного снаряда — 2,7 кг, начальная скорость —420
м/с; бронебойного— 1,7 кг и 820 м/с.
Танковый пулемет «Тип 97» был разработан одновременно с ручным пехотным на
основе чешского ZB-26. Один такой пулемет в шаровой опоре крепился в корме башни
слева, второй — слева в лобовом листе корпуса. Строго говоря, установка
пулеметов в японских танках не была шаровой в принятом у нас понимании. Жестко
надетая на пуле¬мет втулка могла поворачиваться вокруг вертикальной и
горизонтальной оси, а выступавшая снаружи полусфера играла роль подвижного щита.
Прицельное отверстие в нем могло закрываться задвижкой. Снаружи вся установка
закрывалась накладным щитком, крепившимся к бронелисту болтами. Выступающая
часть ствола защищалась коробчатым бронекожухом длиной 420 мм.
Боекомплект пулеметов составлял 3825 патронов в магазинах — 2475 с обыкновенной
пулей и 1350 с бронебойной. Укладка для магазинов находилась на стенках корпуса
под башней.
Позади командирской башенки крепился вертлюг для зенитной стрельбы из пулемета,
которую командир мог вести, почти не высовываясь из люка, но в очень
ограниченном секторе. В башне и корпусе имелись отверстия с броневыми заслонками
для стрельбы из личного оружия экипажа.
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ. Двухтактный V-образный дизельный двигатель «Тип 97»
воздушного охлаждения устанавливался в корме вдоль оси корпуса, носком
коленчатого вала вперед. Диаметр цилиндра составлял 120 мм, длина хода поршня —
160 мм, степень сжатия — 17,8. Система питания воздухом включала масляный
воздухоочиститель, система смазки — шестеренчатый насос и масляный бак на 40 л.
Для пуска двигателя имелись два электростартера мощностью по 6 л.с. каждый.
Топливные баки на 120 и 115 л располагались вдоль бортов. Расход топлива — около
3,5 л/ч. Вы-хлопные трубы выводились назад с обоих бортов и снабжались
глушителями, причем выводы труб спереди защищались изогнутыми щитками. Доступ к
двигателю обеспечивал люк-жалюзи в крыше корпуса. В бортах моторного отделения
также имелись жалюзи, прикрываемые в боевой обстановке бронекрышками. На марше
их поднимали и фиксировали в горизонтальном положении.

Четырехскоростная коробка передач со скользящими шестернями и понижающей
передачей обеспечивала 8 передач переднего и 2 заднего хода. Она устанавливалась
в передней части корпуса. Крутящий момент от двигателя передавался карданным
валом, проходящим через боевое отделение. Главный фрикцион — многодисковый, с
алюминиевым картером. Двухступенчатый планетарный механизм поворота обеспечивал
танку неплохую управляемость. Бортовые передачи помещались в выступающих
картерах, крепившихся к корпусу заклепками. Доступ к механизмам поворота и
бортовым передачам осуществлялся через два люка в верхнем лобовом листе.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ применительно к одному борту включала шесть сдвоенных сплошных
обрезиненных опорных катков диаметром 534 мм и три поддерживающих ролика. Еще до
создания «Чи-ха» на малом танке «2594» и легком «2595» («Ха-го») была отработана
подвеска, разработанная в 1933 году одним из известнейших японских
танкостроителей майором (впоследствии — генерал-майором) Томио Хара.

«Схема Хара» представляла собой четыре опорных катка, сблокированных по два на
качающихся балансирах (коромыслах). Упругими элементами служили две
горизонтальные винтовые цилиндрические пружины, заключенные в трубы,
приклепанные к бортам корпуса. Балансиры были связаны с коленчатыми рычагами,
оси которых крепились к корпусу, рычаги шарнирно соединялись с тягами, идущими к
пружинам. Тяги снабжались винтовыми регулирующими втулками. «Схема Хара» при
относительной массивности сочетала компактность с большим ходом балансиров и
использовалась на большинстве японских серийных танков 30 —40-х годов. На «Чи-ха»
подвеску по этой схеме имели четыре центральных опорных катка на борт. Их
дополняли передний и задний катки с независимой подвеской — через коленчатые
рычаги они соединялись с наклонными спиральными пружинами, открыто закрепленными
на борту. Амортизаторов в подвеске не было.
Ведущее колесо — переднего расположения. Крепление штампованного необрезиненного
направляющего колеса включало винтовой механизм регулирования натяжения гусениц
с храповым фиксирующим устройством. Поддерживающие ролики — обрезненные, крайние
были сдвоенными.
Мелкозвенчатая гусеница цевочного зацепления составлялась из 96 металлических
скелетообразных траков. Трак шириной 330 мм снабжался центральным гребнем и
развитым грунтозацепом. Вынос направляющих и ведущих колес за обводы корпуса
увеличивал длину опорной поверхности гусениц.
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ. Бортовая сеть напряжением 24 В включала генератор мощностью
500 Вт, регулятор напряжения, четыре аккумуляторные батареи емкостью 180 А∙ч.
Посередине лобового листа корпуса крепилась фара, на которую для светомаскировки
на марше мог надеваться козырек-раструб. Фара и габаритные фонари монтировались
также на кормовом листе корпуса.
СРЕДСТВА СВЯЗИ. Радиостанциями оснащались только командирские машины. Их можно
было легко узнать по большой поручневой антенне на башне. Дополнительная
радиостанция с увеличенной дальностью связи, если она имелась на танке, работала
на две штыревые антенны, размещенные в корме корпуса, либо на горизонтальную
антенну в виде проволоки, натянутой по диагонали на двух высоких стержнях,
укрепленных на корпусе впереди слева и позади справа.
Далее