Компоновка
Танк Т-35
представляет собой пятибашенную боевую машину с двухъярусным расположением
вооружения. Корпус танка имеет четыре внутренние перегородки и функционально
разделен на пять отделений: передних башен с постом управления
механика-водителя, главной башни, задних башен, моторное и трансмиссионное.
На крыше
отделения передних башен установлены малая и средняя башни. В первой размещается
пулеметчик, во второй — наводчик и заряжающий.
Перед
малой башней внутри корпуса находится рабочее место механика-водителя, для
посадки которого в крыше предусмотрен двустворчатый люк. Механизмы управления
танком состоят из двух рычагов управления бортовыми фрикционами и тормозами,
установленных по бокам сиденья водителя, кулисного механизма коробки передач,
расположенного с правой стороны, и трех педалей — главного фрикциона,
акселератора и запасной (для механического стартера, если он установлен взамен
электростартера). Контрольно-измерительные приборы располагаются на съемных
щитках — главном и трех малых. Кроме того, на посту управления имеются:
запасной рычаг управления моментом опережения зажигания (на случай установки
магнето без автоматического опережения), телефонный аппарат, компас (с 1937 г.)
и рукоять управления воздухопуском. Для наблюдения слева от механика-водителя в
бортовом листе предусмотрена щель, закрытая «триплексом», а впереди, в лобовом
наклонном листе, — люк с еще одним смотровым прибором.
Башня танка Т-35А ранних(слева) и
поздних(справа) выпусков
Справа от
поста управления под средней башней на настиле пола размещены инструментальные
ящики, а на днище корпуса в носовой части — два баллона со сжатым воздухом по
150 атм., предназначенных для запуска двигателя в случае отказа стартера.
Главная
башня установлена над своим отделением на подбашенной коробке шестигранной
формы. В отделении главной башни находятся места четырех членов экипажа —
командира танка, наводчика, радиста и моториста. Под верхним настилом пола
корпуса и на его бортах размещены укладки 76-мм снарядов и пулеметных дисков,
инструменты, запасные части, приборы дымопуска, запасной пулемет, а на днище
корпуса — аккумуляторные батареи.
Над
отделением задних башен установлены малая и средняя башни, аналогичные
передним. За малой башней находится бензобак емкостью 270 л, а на полу корпуса
— укладки снарядов, патронов и ЗИП.
Корпус
Корпус —
сварной и частично клепаный. Его днище изготовлено из шести 10-мм и одного
(заднего) 20-мм броневых листов, сваренных между собой. На некоторые швы для
придания жесткости наложены уголки. По бокам днища приварены бортовые листы, а
в передней и задней части — нижние наклонные листы (носовой и кормовой). В
задней части днища расположены 13 люков, предназначенных для доступа к
агрегатам, слива бензина и масла. В моторном — трансмиссионном отделении
установлена рама для крепления двигателя и коробки передач. В переднем и заднем
боевых отделениях к днищу приварены рамы, на которые уложен настил пола из
четырех съемных листов. В отделении главной башни пол состоит из двух настилов
— верхнего и нижнего.
Борта
корпуса сварены из семи броневых листов. Для жесткости на швы снаружи
приварены накладки и приклепаны кницы. Кроме того, снаружи к бортам приварен
каркас, на который монтируются фальшборт и кронштейны для крепления тележек
подвески. В бортовых листах имеются вырезы для укладки стреляных гильз.
Крыша
моторного отделения несъемная, в центре ее расположен люк для доступа к
двигателю. В крышке люка установлен броневой колпак воздухоочистителя. Справа
и слева от люка — отверстия для притока воздуха к радиаторам, прикрытые сверху
броневыми щитками.
К кормовой
части корпуса крепится съемный броневой кожух вентилятора с жалюзи, а в кормовом
броневом листе имеются два лючка для доступа к трансмиссии.
Вид на органы управления и щиток
контрольных приборов. По бокам сиденья механика-водителя
— рычаги управления бортовыми
фрикционами и тормозами, справа —
рычаг кулисного механизма коробки передач. Слева впереди
— педаль главного фрикциона, справа
— акселератора. За рычагом
переключения передач, в глубине, виден нижний баллон со сжатым воздухом, второй
баллон установлен над ним.
На щитке контрольных приборов
(многие из которых, к сожалению, отсутствуют) круглое отверстие слева
— под тахометр, справа от него
закрыты заглушками места установки амперметра и вольтметра, большая заглушка в
центре — место центрального
переключателя, прямоугольное углубление —
для пускового магнето, между ними вверху
— барашек ручного газа, внизу
— кнопка сигнала, правее и ниже
пускового магнето —
переключатель зажигания.
Над щитком в центре установлен
смотровой прибор механика-водителя, слева и справа от него щитки с термометрами
и манометрами масла, воды и топлива, один из которых сохранился. Справа от
щитка приборов видны круглые ячейки стеллажа 45-мм артвыстрелов.
Главная
башня
Главная
башня идентична по конструкции главной башне среднего танка Т-28. В задней
стенке кормовой ниши прорезана вертикальная щель, закрытая заслонкой, для
установки кормового пулемета. В крыше башни имеются два люка — круглой и
прямоугольной формы (на машинах первых серий — один общий прямоугольный люк) и
три круглых отверстия: два — для закрытых броневыми колпаками перископических
приборов и одно — для вывода провода к радиоантенне. На стенках башни есть
круглые отверстия с задвижками изнутри для стрельбы из личного оружия, а выше
них — смотровые щели с триплексами.
Механизм
поворота главной башни — червячного типа с электрическим трехскоростным и ручным
приводами. Поворот на 360 град, происходит на 1 -й скорости — за 16 с, на 2-й —
за 9,3 с, на 3-й — за 7,4 с. Под всеми люками малых и средних башен установлены
кнопки блокирующего устройства. При открывании люка на специальном пульте
наводчика в главной башне гаснет лампочка, что сигнализирует о воспрещении ее
поворота (дабы не покалечить членов экипажа, вылезающих из других башен).
Главная
башня оснащена подвесным полом, прикрепленным четырьмя кронштейнами к погону.
Под сиденьями командира и наводчика располагаются боеукладки барабанного типа,
на шесть снарядов каждая. Между сиденьями размещена стойка с 12 гнездами для
снарядов и шести пулеметных дисков. Откидные сиденья радиста (для походного и
боевого положения) и моториста закреплены на задних кронштейнах подвесного
пола. На стенке ниши башни размещена радиостанция.
Полная
масса башни с оборудованием и вооружением составляет 1870 кг.
Компоновка главной башни:
1 — пушка КТ-28, 2
— перископический прицел ПТ-1, 3 —
телескопический прицел ТОП, 4 —
ограждение пушки, 5 — укладка пулеметных магазинов, 6
— 76-мм выстрелы, 7 — пулемет ДТ, 8
— смотровые приборы «триплекс», 9 — механизм поворота башни, 10
— сиденье наводчика, 11
— сиденье командира, 12 — походное
сиденье радиста, 13 — боевое
сиденье радиста, 14 — щель для бугельной установки пулемета ДТ, 15
— кронштейн подвесного пола.
Подвесной пол главное башни:
Под
сидениями командира(справа) и наводчика(слева) просматриваются барабанные
боеукладки.
В
центре - кожух вращающегося электроконтактного устройства.
Средние
башни
Средние
башни по конструкции такие же, как и башни легкого танка БТ-5, за исключением
отсутствующей кормовой ниши. В крыше башни имеется прямоугольный люк, закрытый
двумя откидными крышками, и круглое отверстие для перископического прицела. В
правой стенке башни — круглое отверстие для стрельбы из личного оружия, а выше
его — смотровая щель с триплексом. В лобовом листе корпуса прорезана
прямоугольная амбразура для спаренной установки пушки и пулемета.
В башне
находятся подвесные сиденья двух членов экипажа — наводчика и заряжающего, а
кроме того — боеукладки пушечных выстрелов и пулеметных магазинов, ящики для
запасных стекол триплекс и распределительный щиток. Башня оборудована ручным
поворотным механизмом.
Полная
масса башни — 630 кг.
Компоновка средней башни:
1— 45-мм пушка 20К, 2 —
перископический прицел ПТ-1, 3 — телескопический прицел ТОП, 4 — ограждение
пушки, 5 — спусковая педаль, 6 — пулемет ДТ, 7 — поворотный механизм башни, 8 —
смотровой прибор, 9 — укладки 45-мм артвыс-трелов, 10
— сиденье наводчика, 11 — сиденье
заряжающего.
Малые
башни
Малые
башни конструктивно идентичны малым башням среднего танка Т-28. В крыше башни
имеется люк с откидной крышкой, а в боковых стенках — смотровые щели и
отверстия для стрельбы из револьвера.
Под малой
башней на днище танка установлено регулируемое по высоте сиденье, стеллажи для
пулеметных магазинов и запасной пулемет, уложенный в специальном ящике.
Поворот башни осуществлялся при помощи ручного поворотного механизма.
Полная
масса башни — 366 кг.
Компоновка малой башни:
1—пулемет ДТ, 2 - смотровой прибор, 3 -
поворотный механизм, 4 - стопор башни, 5 - запасное стекло "триплекс"
Танковый перископический
панарамный прицел ПТ-1 образца 1932
года.
Вооружение
Вооружение
Т-35 предназначалось для решения следующих задач: поддержки пехоты и
уничтожения полевых фортификационных сооружений (76-мм пушка и пулеметы) и
борьбы с бронеобъектами (45-мм орудия).
Первоначально в головной башне Т-35 устанавливалась 76-мм пушка КТ («Кировская
танковая») образца 1927/32 гг., в которой использовалась качающаяся часть
полевой полковой пушки образца 1927 г. КТ имела укороченную длину отката с 1000
до 560 мм, что достигалось поднятием давления в накатнике и тормозе отката. В
1935 г. были усилены салазки путем утолщения их стенок с 3,6 до 8 мм. Это было
вызвано тем, что старые салазки гнулись при движении танков по пересеченной
местности.
С начала
1936 года 76-мм пушки Т-35 были полностью унифицированы с пушками КТ-28 средних
танков Т-28. Количество жидкости в накатнике увеличили с 3,6 до 4,8 л, что
уменьшило откат до 500 мм. Ввели новый подъемный механизм, ножной спуск и новые
прицельные приспособления.
Основные данные орудия:
Калибр |
76,2 мм
|
Полная длина ствола |
16,5 калибра |
Масса снаряда |
6,5 кг. |
Начальная скорость снаряда |
381 м/с |
Макс.угол возвышения |
+25 град. |
Макс.угол склонения |
-5 град. |
Масса качающейся части |
540 кг. |
Пушка
установлена в маске и снабжена телескопическим и перископическим прицелами ТОП
образца 1930 г. и ПТ-1 образца 1932 г.; телескопический расположен слева от
пушки, перископический — на крыше башни с левой стороны и соединен с пушкой
так называемым «приводом к перископу». Кроме этих прицелов, в крыше башни с
правой стороны, симметрично с перископическим прицелом, расположена
командирская панорама ПТК.
Пушка КТ-28
в броневой маске.
Вид на казенную часть пушки КТ-28
изнутри башни.
Пулемет ДТ
(«Дегтярев танковый») калибра 7,62-мм установлен в шаровом яблоке справа от
пушки. Угол его горизонтального обстрела ±30 град., угол возвышения +30 град.,
снижения —20 град. Для стрельбы назад в нише башни имеется бугельная установка
для запасного пулемета ДТ.
С 1937
года на люке наводчика располагалась зенитная турельная установка П-40 с
пулеметом ДТ, снабженным коллиматорным прицелом для стрельбы по воздушным
целям.
В средних
башнях размещены 45-мм танковые пушки 20К образца 1934 г. (на машинах первых
серий — образца 1932 г.). 45-мм пушка образца 1934 г. в отличие от предыдущей
системы имеет полуавтоматику механического, а не инерционного типа, измененное
противооткатное устройство, совершенно новый подъемный механизм и ряд других
более мелких изменений.
Пушка
установлена в маске и спарена с пулеметом ДТ. Спаренная установка снабжена двумя
общими прицелами: перископическим ПТ-1 и телескопическим
ТОП. Кроме
того, пулемет имеет обыкновенный открытый прицел для самостоятельной стрельбы.
Малые
башни вооружены одним пулеметом ДТ в шаровой установке. Боекомплект танка
состоял из 96 артвыстрелов калибра 76-мм (48 гранат и 48 шрапнелей), 226 —
45-мм (113 бронебойных и 113 осколочно-фугасных) и 10 080 7,62-мм патронов. В
случае необходимости в боекомплект 76-мм пушки могли включаться бронебойные
снаряды, обладавшие, правда, очень низкой бронепробиваемостью.
Двигатель и трансмиссия
На танках
Т-35 всех серий установлен четырехтактный, 12-цилиндровый,
V-образный,
карбюраторный авиационный двигатель М-17. Максимальная мощность двигателя — 500
л.с. при 1450 об/мин (при проведении модернизации в 1936 —1937
годах двигатель форсировали до 580 л.с). Степень сжатия — 5,3, сухая масса
двигателя — 553 кг.
В качестве
топлива использовался бензин марок Б-70 и КБ-70. Топливных баков — три; два
емкостью по 320л и . один — 270 л. Подача топлива — под давлением, бензопомпой.
Для впрыскивания горючего во всасывающие трубы во время запуска холодного
двигателя предназначен специально сконструированный прибор — атмос.
Масляный
насос — шестеренчатый. Карбюраторов — два, типа КД-1. Охлаждение двигателя
— водяное, принудительное.
Радиаторов — два, установлены по обеим сторонам двигателя. Правый и левый
радиаторы не взаимозаменяемы.
Схема моторно-трансмиссионного отделения:
1 — двигатель, 2 — правый
радиатор, 3 — левый радиатор, 4 — первичный привод вентилятора, 5 — вторичный
привод вентилятора,
6 — вентилятор, 7 — радиаторный щиток, 8 — задний
правый бензобак, 9 — коробка передач, 10 — главный фрикцион. Стрелками показано
движение воздуха, охлаждающего двигатель и трансмиссию.
В
трансмиссионном отделении находится коробка передач, обеспечивающая четыре
скорости вперед и одну назад, и
засасывающий воздух для охлаждения радиаторов. Привод на редуктор — от
коленчатого вала двигателя. При 1450 об/мин коленчатого вала вентилятор имел
2850 об/мин, а его производительность составляла 20 куб. м воздуха в секунду.
На картере коробки передач установлен стартер для запуска двигателя. Кроме
того, в трансмиссионном отделении расположен многодисковый (27 дисков) главный
фрикцион сухого трения (сталь по стали), многодисковые бортовые фрикционы с
плавающими ленточными тормозами и бортовые передачи с двумя парами
цилиндрических шестерен
Ходовая
часть
Ходовая
часть Т-35 применительно к одному борту состоит из направляющего колеса
(ленивца) с винтовым механизмом натяжения гусеничной цепи, ведущего колеса
(звездочки) со съемным зубчатым венцом, 8 опорных обрезиненных катков малого
диаметра, 6 верхних и одного переднего поддерживающих катков.
Направляющее колесо установлено в передней части танка на четырех кронштейнах,
привернутых к броневым листам корпуса и фальшборту.
Подвеска —
блокированная, по два катка в тележке, подрессоривание осуществляется двумя
спиральными пружинами.
Передний
поддерживающий каток, установленный между направляющим колесом и передней
тележкой подвески, предназначен для упора гусеницы во время преодоления
вертикальных препятствий.
Ходовая часть:
1 — направляющее колесо, 2 —
натяжной механизм, 3 —
упорный каток, 4 — бортовой
смотровой прибор механика-водителя, 5 — тележка опорных катков, 6 —
поддерживающий каток, 7 — каркас крепления фальшборта, 8 — грязевой щиток, 9 —
гусеничная цепь, 10 —
грязесъем-ник, 11 — ведущее колесо.
Гусеница
состоит из 135 траков. Ширина трака 526 мм, шаг трака 160 мм. Длина опорной
поверхности гусеницы 6300 (6480) мм.
Ходовая
часть Т-35 прикрыта фальшбортом, состоящим из шести съемных 10-мм броневых
листов.
Тележка опорных катков:
1 — опорный каток, 2
— щека балансира, 3
— ось балансира, 4 — спиральная
рессора, 5 — внутренняя труба спиральной рессоры, 6 — качающийся кронштейн, 7 —
ось качающегося кронштейна, 8 — ограничитель хода качающегося кронштейна, 9 —
ограничитель хода рессор.
Электрооборудование
Схема
однопроводная, все потребители, за исключением радиостанции и освещения
прицелов, — 24 В. Источники электроэнергии — генератор и четыре аккумуляторные
батареи.
Средства связи
На танках
Т-35 установлена радиостанция 71-ТК-1 (с 1936 года - 71-ТК-З) с поручневой
антенной. 71-ТК-З — наиболее массовая танковая радиостанция предвоенных лет.
Это была специальная приемопередающая, телефонно-телеграфная, симплексная
радиостанция с амплитудной модуляцией, работающая в диапазоне частот 4 — 5,625
МГц, которая обеспечивала дальность связи телефоном на ходу до 15 км и на
стоянке до 30 км, а телеграфом на стоянке — до 50 км. Масса радиостанции без
антенны — 80 кг.
Для
внутренней связи имеется специальное переговорное устройство СПУ-7р на семь
человек.
Специальное оборудование
Противопожарное оборудование состоит из стационарного баллона с
четыреххлористым углеродом, установленного в моторном отделении и запускаемого
механиком-водителем, и одного переносного баллона.
Танк
оборудован приборами дымопуска ТДП-3, установленными в броневых ящиках по
бортам корпуса. Время непрерывной работы ТДП-3 — 5 минут.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Т-35 (в скобках отличающиеся
данные машины выпуска 1939 года)
Боевая масса, т |
50(54) |
Экипаж, человек. |
11 |
Габаритные размеры,
мм: |
длина |
9720 |
ширина |
3200 |
высота |
3430(3740) |
колея |
2520 |
клиренс |
530(570) |
Толщина брони, мм: |
нос корпуса |
нижний наклонный
лист |
20 |
передний наклонный
лист |
50(70) |
верхний наклонный
лист |
20 |
лобовой лист |
30(70) |
борта корпуса, подбашенная |
коробка главной башни |
20(25) |
корма корпуса |
20 |
крыша корпуса,
фальшборт |
10 |
днище корпуса |
передние листы |
10 |
задний лист |
20 |
башня |
борта |
20(25) |
крыша |
10 |
Скорость движения, км/ч:
|
по шоссе |
28,9 |
по местности |
14 |
Запас хода, км |
100(120) |
Преодолеваемые препятствия: |
угол подъема, град |
20(29) |
высота
стенки, м |
1,2 |
ширина рва, м |
3,5 |
глубина брода, м |
1(1,7) |
толщина сваливаемого дерева, мм
|
до 800 (сосна) |
Длина опорной поверхности, мм |
6350 |
Удельное давление на грунт, кг/см2 |
0,78(0,84)
|
|